Марианна Хем Эриксен
(Marianne Hem Eriksen)

Могущественные кольца. Дверные кольца, кольца клятвы и сакральные места1

Резюме:

Эта статья рассматривает связь между дверями эпохи викингов, судебным урегулированием и культовыми местами. В ней доказывается, что двери представляли собой значимую границу сакрального и домашнего пространства в эпоху викингов, границу с юридическим и культовым подтекстом. Я уделяю особое внимание дверным ручками кольцеобразной формы, которые в эпоху викингов, кажется, были связаны исключительно с культовыми строениями и палатами знати. В некоторых случаях дверные кольца намеренно хранились в культовых сооружениях. Более того, кольца являются могущественным сакральным символом в Северном мире, и нашейные, и наручные интерпретируются археологией как выражение лидерства и социального статуса. Кольца также связаны с клятвами — действие «божиться на клятвенном кольце» ассоциировалось с богом Уллем. В конечном счете, документ предполагает, что сохранение дверных колец в зданиях с сакральными качествами должно считаться практикой, содержащей специфический и могущественный смысл, и что дверные кольца и двери могут иметь культово-юридические коннотации в эпоху викингов.

Введение

Двери являются повседневными объектами. Мы проходим через дверные проёмы по нескольку раз в день без особый рефлексий. В длинных домах эпохи викингов двери были функциональной архитектурной деталью, создающей контроль допуска, света и вентиляции в жилище. Однако, двери в то же время почти повсеместно понимаются как лиминальный архитектурный элемент. Дверь может символизировать переход, нарушение-пересечение и лиминальность, двери и пороги являются центром rites de passage (ритуалов перехода) в многочисленных культурах (напр. Blier 1987: 27–29; Boivin 2008: 54–55; Bourdieu 1977: 130–132; Davidson 1993; Lefebvre 1991: 209–210; Trumbull 1896; Turner 1967: 94), включая Скандинавию конца железного века (Eriksen 2013, 2015).

Эта статья исследует одну из ассоциаций дверей эпохи викингов: дверь как культовая и юридическая граница. Отправной точкой являются дверные ручки в форме кольца и их тесная связь с культовыми сооружениями и палатами (залами знати). В статье представлено качественное исследование археологических и исторических источников, что иллюстрируют дополнительные значения-коннотации колец и кольцеобразных дверных ручек. Кольца были могущественным сакральным символом в Северном мире, и нашейные кольца-гривны и наручные кольца-запястья интерпретируются в археологии как показатель лидерства и социального статуса. Кольца также связаны с клятвами и договорами в исторических источниках. В обсуждении символизма колец и колец-амулетов рассматривается возможная связь между дверными кольцами и кольцами клятвенными. Кроме того, привлекается к обсуждению дополнительный материал из письменных источников, также как и правовые положения, касающиеся дверей, в древнейших скандинавских законах.

Попытка понять аспекты менталитета людей прошлого трудна. Материал, обсуждаемый в статье, разбросан во времени и пространстве. В частности, привлечение письменных источников должно применяться с использованием критического подхода. Тем не менее, корреляция между различными археологическими материалами и позднейшими письменными источниками обсуждается и показывает: некоторые двери или двери в определённое время могли в эпоху викингов восприниматься как культовые или юридические границы.

Четыре дверных кольца

Кольцеобразная дверная ручка известна с древности и по всей Европе (Karlsson 1988: 352). В Скандинавии дверные ручки в форме кольца прежде всего ассоциируются с порталами средневековых церквей, где кольца обычно имеют апотропеические (оберегающие от зла, порчи и пр.) звериные головы, защищающие от злых духов (Ödman 2003: 89). Дверные кольца могут быть функциональными объектами, используемыми как дверные молоточки и как ручки для открывания дверей. Одновременно — и, возможно, это даже более важно — они представляли собой декоративные и символические артефакты (Hahnloser 1959; Karlsson 1988: 347). Предполагалось из-за связи со средневековыми церквями, что дверные кольца были введены в Скандинавии вместе с христианством (Ödman 2003: 90), или иначе, что в Скандинавии существовали ручки-кольца, но они должны были отличаться от континентальных (Karlsson 1988: 352). Повторная интерпретация и недавно раскопанный материал ставят под вопрос это предположение.

Кольцо из Форсы2

Кольцо из Форсы — загадочный объект со сложной социальной историей. Оригинальный контекст кольца неизвестен, но в 1599 году оно было описано как висящее на двери между оружейной и церковью в городке Форса, Хёльсингланд (Forsa, Hälsingland) в Швеции. Согласно традиции, оно было перенесено в Форсу с церковных врат в соседнем приходе Хёг (Hög) когда-то в Средние века (Ruthström 1990). Кольцо интригует по двум причинам: во-первых, на нём есть руническая надпись, содержащая самое старое положение закона в Скандинавии (Brink 2008). Во-вторых, кольцо из Форсы устанавливает связь между дверными кольцами и дохристианским сакральным местом.

Большое кольцо размером ок. 43 см в диаметре сделано из железа и содержит руническую надпись из примерно 250 рун (изображение 1). По обеим сторонам кольца с ним скованы маленькие кольца, с одинарной и двойной спиралями соответственно. Спирали — три всего — как предполагается, представляли три степени наказания, которые предписаны руническим текстом (см. ниже). Имеется также, в зависимости от интерпретации, небольшой крестик или Молот Тора, украшающий низ или верх кольца (Sundqvist 2007: 170). Артефакт слишком велик, чтобы быть функциональной дверной ручкой, так что более вероятно, что он использовался в символическом и декоративном значении.

Изображение 1. Кольцо из церкви в Форсе, Хёльсингланд, Швеция.

Снимок: © Марианны Хем Эриксен.

Руническая надпись на кольце из Форсы была впервые описана около 1700 г. священнослужителем Оловом Цельсиусом (Olof Celsius). Руны на кольце относятся к разновидности коротковетвистых, типичных для IX в. Кольцо ранее интерпретировалось как средневековый артефакт с озадачивающе архаичным руническим текстом, описывающим церковные правила уплаты десятины (Bugge 1877). Однако, новые интерпретации надёжно относят кольцо к эпохе викингов и языческому контексту (Brink 2003, 2008; Liestøl 1979; Ruthström 1990; противоположное мнение — см. Löfving 2010 и его опровержение Brink 2010 и Källström 2010). Стивен Бринк (Stefan Brink, 2008: 29) предложил один из новейших переводов:

Один бык и aura [в штраф] [на?] staf [или] aura staf [в штраф] для восстановления культового места (vi) до пригодного состояния в первый раз; два быка и четыре aura во второй раз; но на третий раз четыре быка и восемь aura; и всё имущество в отчуждение, если он не поступит правильно. То, что люди имеют право требовать, согласно закону народа, что был предписан и одобрен ранее. Но они создали [кольцо, формулировку или?], Анунд (Anund) из Тасты (Tåsta) и Офейг (Ofeg) из Хьорсты (Hjortsta). Но Вибьёрн (Vibjörn) вырезал.

Транслитерация рунической надписи на кольце из Форсы

Согласно Бринку, надпись регулирует должное поведение посетителей vi3, сакрального места или сакрального сооружения. Текст предусматривает штрафы, которые надлежало заплатить при разрушении или осквернении (?) vi, измеряемые в скоте и aura4, экономической единице стоимости (Brøgger 1921; Kilger 2008). Пока неясно, какого рода сакральное место подразумевалось под термином vi, т.к. слово могло относиться ко множеству сакральных мест, включая культовые сооружения и святилища под открытым небом (Nordberg 2011), но, как мы увидим, находка других дверных колец может пролить свет на этот вопрос.

Фрагмент рунической надписи на кольце из Форсы.

Новая интерпретация рунической надписи на кольце из Форсы имеет несколько следствий. Во-первых, новое прочтение относит содержание надписи и тем самым артефакт к IX (или X) векам. Во-вторых, Бринк (Brink, 2008: 29) указывает на значение фразы «закон народа».Такой оборот свидетельствут, что средневековый институт местных законов (законов земель) — законов, действующих в определённой географической области, земле — был введён уже в эпоху викингов, что с точки зрения истории права имеет большое значение.

Основным в данном контексте является то, что в эпоху викингов некто один или группа людей решила сделать надпись на дверном кольце с текстом, регулирующим наказание за осквернение культового места.. Следует отметить, что некоторые учёные считают, что кольцо из Форсы первоначально не было дверным кольцом (Brink 1996; Sundqvist 2007). Было поставлено под сомнение, присоединена ли железная скоба к нему изначально или уже позже. Однако первое известное положение кольца было именно на двери; имеются также современные ему изображения подчёркнуто больших дверных колец на сакральных сооружениях (изображение 4, ниже); и есть и другие дверные кольца, связанные с сакральными зданиями (обсуждаемые ниже). Поэтому я полагаю, что кольцо из Форсы было изначально связано с дверью — висело на железной скобе или как-то иначе. Возникает вопрос: является ли совпадением, что именно дверное кольцо было выбрано как материал для данного конкретного юридического положения? Кроме того, какой же двери кольцо из Форсы первоначально принадлежало?

Кольцо из Уппокры

Культовое строение в Уппокре (Uppäkra, населённый пункт в Швеции) — бревенчатое здание, построенное в весьма монументальном стиле — знаменито своей впечатляющей коллекцией ритуальных, ценных и экзотичных объектов: среди них фигурки из золотой фольги, импортированные изделия из стекла, бронзовый и серебряный брактеаты. Культовое здание семь раз перестраивалось с эпохи Переселения народов и до начала эпохи викингов, и в течении шести веков представляло собой средоточие дохристианского культа в окрестностях (Larsson 2007, 2011; Larsson and Lenntorp 2004). В Скандинавии известно немного сооружений, интерпретируемых как сакральные hov5 (Andersson et al. 2003; Jørgensen 1998; Lidén 1969; Nielsen 2006; Rønne 2011; Söderberg 2006), и они часто связаны с высшими слоями общества, королями и воинскими дружинами.

Интересно, что в Уппокре были раскопаны две кольцеобразные ручки (Ödman 2003). Первая была идентифицирована при помощи металлодетектора примерно в 10 м от культового сооружения. Железное кольцо имеет диаметр 23.8 см, его железная скоба, что использовалась для крепления кольца к двери, поломана. В двери просверливалось отверстие, и когда скоба вставлялась, два железных конца загибались, один вниз, один вверх, чтобы правильно закрепить кольцо (Ödman 2003: 94). По кольцу были равномерно расположены четыре выступа. Дверное кольцо, в качестве случайной находки без контекста, было проинтерпретировано как средневековое и относящееся к церкви в Уппокре.

Изображение 2. Дверное кольцо из Уппокры во время раскопок, на снимке видно, что оно помещено стоящим вертикально в яме из-под столба в культовом здании.

Снимок © Ларс Ларссон/Проект Уппокры (Lars Larsson/the Uppakra Project).

Второе дверное кольцо, однако, имело весьма специфический археологический контекст, который повлиял и на интерпретацию кольца первого. Кольцо было найдено в северо-западном углублении от столба культового здания. Археологический контекст позволяет нам реконструировать следующую цепочку событий: в поздней фазе существования здания храма-hov, небольшое культовое сооружение было разобрано, а четыре массивных столба, поддерживавших крышу, снесены. Внутри вскрытой в настоящее время ямы от столба люди Уппокры поместили в землю череп быка и дверное кольцо. При этом дверное кольцо было не просто положено, оно было размещено вертикально с краю в яме от столба (иллюстрация 2; Ödman 2003).

Диаметр кольца 14.7 см. Это кольцо также имело железную скобу, которая использовалась для крепления ручки к двери (изображение 3). На основании длины скобы толщина двери, где ручка когда-то висела, оценивается примерно в 6.5см, что говорит о массивности двери строения и подчёркивает монументальность конструкции (Ödman 2003). Два кольца очень похожи и их сходство побудило предположить, что с культовым зданием связаны оба (Larsson 2007: 17). Дверные кольца висели, по-видимому, на входе в культовое сооружение в Уппокре перед тем, как по крайней мере в случае второго кольца, его намеренно поместили на хранение. Это размещение на хранение, кажется, было одним из последних ритуалов Уппокры, и действие сохранения дверного кольца может быть понято как завершающий акт — или символическое захоронение — самого hov. Такие завершающие акты также наблюдались в комплексах королевских палат Железного века Скандинавии — которые тоже являлись зданиями с ритуальными коннотациями (напр. Eriksen 2010; Herschend 1993, 1997, 1998; Söderberg 2005).

Изображение 3. Кольцо из Уппокры после извлечения.

Снимок: © Исторический Музей Лундского Университета (Lund University Historical Museum).

Кольцо из Яррестада

Среди сохранившихся дверных колец есть не только кольцеобразная дверная ручка из Уппокры, которая была намеренно сохранена в храме-hov.Параллель ей можно найти в одном из региональных центров Скании6 — Яррестаде (Järrestad, Scania) в южной Швеции, где последовательность трёх монументальных зданий с большими залами была возведена между примерно 500 и 1050 г. н.э. (Söderberg 2003, 2005). Участок содержал много богатых и ценных артефактов, так же на нём есть следы связанного с золотом производства. Связанный со зданиями с залами большой корпус с незначительной структурированностью интерпретируется как сакральное сооружение. И в одной из столбовых ям здания храма-hov в Яррестаде — точно так же как в Уппокре — размещался клад, в том числе там были найдены топор, наковальня и поломанное железное кольцо, интерпретируемое как дверное (Söderberg 2005: 233).

Как и в случае Уппокры, клад понимается как rite de passage (ритуал перехода) культового здания, и, возможно, всего регионального центра. Это означает, что на местах двух храмов-hov, в одном случае определённо и в другом случае возможно дверные кольца входят в число артефактов, выбранных, чтобы репрезентовать здание на его заключительном этапе сохранения — «погребении» здания.

Дверные кольца и сакральное пространство

Таким образом, три артефакта указывают на связь между дверным кольцом и сакральным местом. Во-первых, имеется надпись на большом кольце из Форсы, описывающая штрафы за разрушение культового места; во-вторых, вертикально размещённое дверное кольцо в столбовой яме hov в Уппокре; и в третьих, клад из кузнечных инструментов и, предположительно, дверного кольца в hov в Яррестаде. Так же имеются и дополнительные указания на связь между культовыми сооружениями и дверными кольцами.

Изображение 4. Здание, изображенное на руническом камне из Спарлёсы, с подчёркнутым дверным кольцом возможного здания храма-hov. Прорисовка выполнена автором по изображению из Викисклада (Wikimedia Commons Image).

Рунический камень из Спарлёсы, Вестергётланд (Sparlösa, Västergötland), Швеция датируется примерно 800 г. н. э. (Nordén 1961). Руническая надпись, вырезанная на камне, обсуждается среди учёных-рунологов и не будет рассматриваться здесь. Помимо рун камень имеет богатую иконографию. На одной из сторон камня в верхней части находится изображение здания. Трудно уверенно сказать, является ли изображение королевской палатой или храмом-hov (хотя упоминание священного места-vi в руническом тексте может быть указанием), но здание имеет большое, почёркнутое дверное кольцо, размещённое на прямоугольных вратах (изображение 4). Размер дверного кольца представляет интерес, если вспомнить размер дверного кольца из Форсы.

Южная сторона рунического камня из Спарлёсы, Вестергёталанд с изображением здания с предполагаемым дверным кольцом.

Связь между дверными кольцами и сакральным пространством, кроме того, подтверждается и письменными источниками. В «Песне о Риге» (Rigsþula) из Поэтической (Старшей) Эдды бог Риг путешествует от дома к дому и встречает разные социальные классы: трэлей-рабов, крестьян-бондов и аристократов. Дом трэлей описан словом hús (ON7 — дом) с открытой дверью; люди внутри грязны и бедны. Жилище крестьян названо на ON höll (зал, большая палата), его дверь также открыта. Жилище аристократов определено на ON как salr (зал), его двери открыты на юг (в сторону солнечного тепла?) и «кольцо было на дверном косяке»8. Таким образом, единственным жилищем, которое имело дверное кольцо, был аристократический зал—salr (см. Карстенс (Carstens) в данном издании9 по поводу терминологии залов строений). Исследования последних двух десятилетий подчёркивают ритуальные и сакральные качества аристократических зданий, указывая, что они играли центральную роль в языческом культе (Callmer and Rosengren 1997; Hedeager 2002; Herschend 1993; Nordberg 2003).

Более того, в «Саге об Олаве сыне Трюггви» (Saga of Olaf Tryggvason) конунг Олав желает жениться на королеве Сигрид. Сватаясь к ней, он посылает ей кольцо, предположительно из золота, которое он забрал из hov в Хладире: «Тогда Олав конунг послал Сигрид то большое золотое кольцо, которое он снял с двери капища в Хладире. Оно слыло замечательным сокровищем10» (курсив автора). Однако, далее оказывается, что кольцо поддельное и изготовлено из меди. Тем не менее, в этом тексте явно указывается, что кольцо висело на двери языческого капища. В сочетании с изображением на камне из Спарлёсы мы можем смело предположить, что дверные кольца висели на вратах культовых зданий и залов эпохи викингов. Это, вероятно, также имело место и в случае кольца из Форсы, которое, вместо того, что бы быть закопанным на месте hov, когда культовое место было заброшено, было передано новому культовому сооружению — церкви.

Власть кольца

Использование дверного кольца в качестве объекта правовых положений, регулирующих защиту сакрального пространства, едва ли было случайным. Кольца были объектом магии и могущества большую часть европейской предистории, особенно в Железный век в Скандинавии (Hedeager 2011: 12–13; Karlsson 1988: 354–355; Vierck 1981). Нашейные кольца-гривны и кольца для предплечий-запястья интерпретируются как выражение лидерства и социального ранга (напр. Hedeager 2011: 204–205). Мечи с кольцами эпохи Переселения и периода Меровингов понимаются как материальное выражение юридического и социального договора между королём и его слугами (напр. Davidson 1962: 75–76; Steuer 1989). Кольцо также являлось мощным символом в Северной мифологии, что выражено в «Саге о Вёльсунгах» (Völsunga Saga); в кольце Одина Драупнир, которое воспроизводит себя каждую ночь и в Мидгардсорме, змее, что свернувшись кольцом, окружает мир.

«Клятвенные кольца», известные из нескольких письменных источников, имеют особое отношение к данной теме. «Сага о людях с Песчаного Берега» (Eyrbyggja saga) утверждает, что в храме-hov посередине пола стоял алтарь, и «поверх него лежало незамкнутое кольцо […] На нем следовало приносить все клятвы11». Согласно Англосаксонской Хронике (The Anglo-Saxon Chronicle), когда король Альфред заключил мир с Великой Армией данов в Уэрхэме (Wareham) в 876 г., викинги принесли ему клятву на «священном кольце», иногда это место переводится как на «священном браслете» — что указывает на кольцо с предплечья/запястья. Клятвенные кольца связаны с договорами, принесением клятвы и верностью. Кстати, мы всё ещё используем кольца в одном конкретном юридическом ритуале в смысле, связанном с клятвой верности: при вступлении в брак.

Особо тесно связан с клятвенными кольцами скандинавский бог Улль (напр. Näsström 2001: 124–126; Ringstad 2005; Steinsland 2005: 245). Улль — бог, о котором мы знаем немногое, возможно потому, что он был особо популярен в восточной части Скандинавии, в то время как письменные источники относятся в основном к западной. Его имя сохранено в названиях мест в окрестностях Осло в Норвегии и Уппсалы в Швеции, свидетельствуя о том, что его культ отправлялся в полосе вдоль центральной Скандинавии (Steinsland 2005: 245). Улль является древним божеством, и он, возможно, ушёл в тень пантеона эпохи викигов. В «Песне об Атли» (Atlakviða) Улль связывается с кольцом клятвы, когда Гудрун говорит о способах клясться: «[…] клялся ты солнцем, Одина камнем, ложа конем и Улля кольцом[12]» (выделено автором). Согласно «Речам Высокого» (Hávamál 108) Один также давал клятву на «клятвенном кольце». Миниатюрные амулеты-кольца были найдены при раскопках региональных центров и культовых мест (Arrhenius 1961; Nielsen 2006; Zachrisson 2004). Эти загадочные артефакты были связаны с клятвенными кольцами и Уллем, но также и с ритуалами плодородия и культом Фрейи (Arrhenius 1961).

Кольца-амулеты были, вероятно, многоцелевыми и могущественными символами. Кольца-амулеты на культовом месте Лилла Уллеви (Lilla Ullevi) на юге Швеции, чьё название буквально означает «небольшое культовое-место Улля», могут оказаться особо важными при обсуждении дверных колец и магии колец. Культовое место в основном использовалось в период Меровингов. Вокруг каменной площадки, возможно сделанной так, чтобы напоминать формой конец фронтона здания, были найдены многочисленные миниатюрные железные амулеты. Среди них имелись маленькие молоты Тора, общераспространённый тип амулета в дохристианской Скандинавии, и 67 миниатюрных колец — исключительно подходящие культовому месту Улля. Интересно, что четыре маленьких железных кольца имели прикреплённые к ним скобы — что делало их похожими на миниатюрные дверные кольца. Те, кто вёл раскопки, предполагают, что эти миниатюрные кольца могли быть прикреплены к столбам или другим деревянным конструкциям места (Bäck et al. 2008: 43–45).

Магические свойства кольца в Железный век и эпоху викингов в Скандинавии отмечались при раскопках Лилла Уллеви (Bäck et al. 2008) и Уппокры (Ödman 2003). Археологический контекст миниатюрных колец и ассоциации колец в письменных источниках указывают, что кольца являются объектами могущества, связанными с Уллем, и, возможно, используемыми как клятвенные кольца. В христианское время кольцеобразные дверные ручки на церковных порталах тоже имели ощутимые юридические коннотации. Согласно традиции, если человек в Средние Века хотел получить убежище в церкви, он или она находились в безопасности от преследования на том расстоянии, на котором они могли прикоснуться к её дверному кольцу, иногда описываемому как sanctuary ring, кольцо святилища или убежища (Geddes 1982: 357–359; Gjærder 1952: 226–227; Hahnloser 1959; Karlsson 1988: 357).

Тем не менее, тот факт, что дверные кольца принадлежат именно двери почти не обсуждается. Была ли важна только круглая форма дверных колец? Что можно сказать о пространственном контексте такого кольца — висящего на двери, границе между пространствами?

«Если хоть щепа древесины окажется с ним…» Тексты законов и дверь.

Самый ранний текст закона Норвегии, «Законы Гулатинга» (т.е. законы тинга острова Гула) включает раздел, описывающий меры, которые работник или арендатор должен принять, когда возвращает хутор полноправному владельцу. Самое начало юридического уложения гласит (перевод автора):

Теперь три двери должны быть оставлены позади, три входа, и это, даже если не было ничего, когда он явился: дверь stove [дверь в жилую комнату] и дверь в búr [кладовую/чулан] и дверь в eldhus [кухню]. Теперь, если он берёт одну из этих дверей и уносит прочь, то он должен вернуть её и заплатить пеню landnám [заселения]. Но если любой из порогов окажется с ним или дверной косяк сбоку или сверху, если хоть щепа древесины окажется с ним, то это húsbrot [повреждение дома], и он должен заплатить три марки13. (Законы Гулатинга, landsleigebolk 4).

В тексте, следующем за приведённой цитатой так же подчёркивается, что арендатор не должен брать ножек скамеек или других приспособлений в доме14. Тем не менее, двери упоминаются первыми, и особо подчёркивается, что они должны оставаться на месте, двери должны быть целыми и неповреждёнными. Но если даже щепку от порога или дверной коробки он заберёт с собой, это будет квалифицировано как húsbrot — буквально «ломание дома», повреждение дома. Я утверждаю, что в законах Гулатинга двери уделяется особое внимание и что она, в определённом смысле, рассматривается как представляющая дом хутора.

В законах Гулатинга дополнительно упоминается об обычае под названием duradómr — «дверной суд» или «испытание у двери»: при бытовых конфликтах люди на хуторе могут провести тяжбу у главной двери дома. В «Саге о людях с Песчаного берега» призраки преследуют и мучают людей с хутора у Вещей Реки, и в конце концов дверной суд оказывается единственным решением проблемы15. Все призраки вызываются к главной двери дома, и одного за другим их побеждают в тяжбе, затем их изгоняют через другую дверь, чем та, через которую они входили, не допуская их возвращения внутрь. Если duradómr представляет собой реальную практику, это явно указывает, что дверь дома тоже являлась судебной ареной в определённое время или в определённых (ритуализированных?) контекстах.

Выводы: Вход с сакральное и домашнее пространство

Рассмотрение дверных колец позднего Железного века и их пространственного контекста; магии колец и юридических ассоциаций с кольцами, а также юридических текстов, касающихся дверных проёмов во внутреннее пространство, обеспечивают новое понимание социальной значимости этих объектов. Имеется несомненная связь между дверными кольцами и сакральными и/или аристократическими зданиями в дохристианскую эпоху викингов. Дверные кольца были связаны с определёнными типами архитектуры позднего Железного века: культовыми зданиями и помещениями с залами, причём и те и другие являются ритуализированным пространством. Кольца крепились на двери железными скобами или другими способами: они образовывали орнаментальные, значимые и функциональные объекты. Т.к. дверные кольца использовались в ритуализированной, аристократической архитектуре, артефакты могли иметь коммуникативное значение, обозначать границу с сакральными и элитарными пространствами. Одновременно — благодаря связи с элитарным пространством и практиками, найденными в письменных источниках — кольца могут иметь коммуникативный статус и власть по отношению к зрителям и посетителям.

В свете этой связи, хранение дверных колец в зданиях с сакральными качествами должно рассматриваться как практика, имеющая особый и мощный смысл. Тщательный отбор сохраняемых артефактов мог бы означать, что дверные кольца были среди артефактов, погребаемых как вторичные обозначения храма-hov. Могло ли кольцо, как символ магии и власти как в большей части европейской предистории — действовать как представляющее здание hov? Другими словами, когда дверное кольцо в Уппокре было захоронено с коровьим черепом, дверное кольцо было храмом-hov, погребённым с принесением в жертву животного? И когда кольцо и кузнечные инструменты были спрятаны в виде клада в качестве заключительного акта в Ярренстаде, обозначали ли инструменты завершение ритуализированной деятельности на этом месте, в то время как кольцо представляло само здание?

Понимание ритуализированной роли дверных колец открывает для обсуждения юридические коннотации дверей и артефактов, с дверями связанных. Тот факт, что старейший из текстов законов Скандинавии был записан на дверном кольце, вряд ли является совпадением — выбор объекта записи раздела закона, разъясняющего наказание за осквернение сакрального пространства, трудно счесть случайным. Кольца являлись объектом силы в этот временной период и были связаны с принесением клятв. Я нахожу весьма уместным, что на культовом месте Улля — бога с клятвеным кольцом — было сложено большое число миниатюрных колец-амулетов, включая кольца со скобой, сделанные так, чтобы их можно было закрепить на деревянных конструкциях, артефакты, выглядящие очень похожими на миниатюрные дверные кольца.

Дверные кольца не были чисто функциональным объектом. Они были созданы, чтобы быть увиденными. Большой размер кольца из Форсы делает его непрактичным, но очень выразительным артефактом, чтобы повесить его на дверь культового здания или зала. Возможно, дверные кольца также создавались с целью чувственно поражать нас, не только быть видимым символом ритуализированного пространства, но, возможно, и быть тем, чего человек должен коснуться. Я полагаю, что в случае кольца из Форсы, но возможно также колец из Уппокры и Яррестада, можно предположить, что при входе в сакральное пространство двери и дверные кольца действовали как воплощённое напоминание о принятом внутри поведении. Возможно, люди как бы клялись на дверном кольце при входе в культовое здание или зал аристократов. Это могла бы быть клятва верности королю, обет хранить сакральное пространство и не разрушать или не осквернять священное место. Безусловно, это примеры, известные на континенте: источники с IX по XIV вв. сообщают о людях, приносивших клятву на дверном кольце церкви (Karlsson 1988: 356–357). При пересечении порога культового сооружения и вхождении в ритуализированное пространство дверное кольцо могло бы действовать как мнемоническое и сенсорное проявление опыта социальных правил, принятых внутри16.

Юридические ассоциации домашних дверных проёмов также имеются в древнейших текстах законов и некоторых исландских сагах. Тот факт, что работник будет оштрафован, если только щепка от древесины двери, дверной коробки или порога будет забрана из дома, может указывать на то, что двери действовали в качестве «юридического представителя» входа в дом. Саги и тексты законов, описывающие обычаи проведения суда у двери, duradómr, поддерживают это предположение. Главная дверь дома использовалась как судебная арена, где рассматривались и решались дела.

Дверь являлась телесной проверенной границей между внутренним и внешним, между сферами упорядоченного и неупорядоченного, и между различными социальными пространствами. Двери и пороги часто имеют коннотации с существованием границ в ритуализированном, космогоническом смысле. Я утверждаю, что в Скандинавии эпохи викингов дверь была обыденным приспособлением, которое, однако, в определённое время или в определённых контекстах имело ритуальные и юридические коннотации. Это особенно было значимо для дверей в культовых местах — так же, как церковные порталы являлись особо ритуализированными в период Средневековья. Тем не менее, тексты законов и эпизоды саг позволяют предположить, что двери дома также могли в некоторых ситуациях иметь культово-юридический смысл. Порталы и двери являются в буквальном смысле пространством-между, пространством, что передаёт ощущение существования на грани, в момент трансформации. Вполне вероятно, что дверь, особенно врата, ведущие в сакральное пространство культового здания, вызывали ощущение пересечения могущественной границы.

 

Я хочу поблагодарить Ларса Ларссона (Lars Larsson), который выбрал время, чтобы найти изображение кольца из Уппокры, и Эрику Розенгрен (Erika Rosengren) в Историческом музее Лунда, которая любезно разрешила воспроизвести изображение того же кольца после консервации. Я также очень благодарна Лотте Хидиджер (Lotte Hedeager) и Элис Нейман (Elise Neumann) за их содержательные комментарии к этой статье. Более же всего я хотела бы выразить мою благодарность всем участниками конференции «Миры викингов» (Viking Worlds) и данного издания за их полную энтузиазма поддержку нового и открытого форума исследований эпохи викингов Viking studies.


Примечания

1 Eriksen, Marianne Hem. 2015 The Powerful Ring. Door rings, oath rings, and the sacral place. In Viking Worlds. Things, spaces and movement, edited by Chapter 6 М.Н. Eriksen, U. Pedersen, B. Rundberget, I. Axelsen and H. Berg, pp. 73–87. Oxbow, Oxford. Примечания к тексту выполнены переводчиком, иллюстрации без номера в оригинальном тексте отсутствуют. Список используемой литературы не приводится из-за его объёма, однако ссылки на него в основном тексте сохранены.

2 Так же о кольце из Форсы рассказывается в журнале «Северный ветер» №3 (Урожай—2013) (прим. перводчика).

3 В более привычном написании на древнесеверном — (прим. переводчика).

4 Aurar — мн. число от eyrir, эйрир, денежная единица Скандинавии, в Исландии и Норвегии эйрир составлял около 26,8 г. серебра (прим. переводчика)

5 В древнесеверном hof, языческий храм, капище.

6 Скания — исторический регион на юге Швеции, состоящий из трёх бывших датских провинций Сконе, Халланд и Блекиге, приблизительно совпадающих с тремя современными ленами: Сконе, Халланд и Блекинге. Яррестад — деревня в Скании, центр прихода Яррестад (прим. переводчика).

7 ON — Old Norse, древнесеверный или древненорвежский.

8hringr var í gætti , Rigsþula, 26.

9 Viking Worlds. Things, spaces and movement,2015, Oxbow, Oxford.

10 «Сага об Олаве сыне Трюггви», LX, перевод М. И. Стеблин-Каменского.

11 «Сага о людях с Песчаного берега», IV, перевод А.В. Циммерлинга.

12 «Гренландская песнь об Атли», 30, перевод А.И. Корсуна.

13 В законах Гулатинга в редакции 1274г. это место звучит так: «Далее, если человек съезжает с земли, три двери должны остаться, хотя бы ни одной не было там, когда он туда приехал. И это входная дверь, дверь в кладовую и дверь кухни. И все ранее существовавшие двери должны остаться. Далее, если он взял какую-либо из дверей и увез ее, пусть вернет назад и заплатит за незаконное использование земли хозяину земли, если он снял дверь с петель. А если что-либо отвалилось от порога или дверной перекладины, или дверного притвора, хотя бы одна единственная щепка, это считается поломкой дома. Пусть возместит маркой серебра, половину получит король, а половину владелец земли» (перевод М.В. Панкратова).

14 В редакции 1274 г. указывается критерий: «Он [арендатор] может увезти половицы и поленницу, стог сена и сарай-сенник, длинные и поперечные доски настила и все то, что не используется для соединения или не прикреплено гвоздями под балками или перекладинами. Так он должен увезти с собой все свое рабочее дерево, когда захочет» (перевод М.В. Панкратова)

15 См. «Сагу о людях с Песчаного Берега», 55.

16 Видимо, автор подразумевает процесс, в психологии именуемый созданием «якоря»: закрепление связи некоего душевного состояния с материальным предметом или действием, которые это состояние в дальнейшем и должны при необходимости вызывать.

Перевод с английского Н. Топчий