М. Б. Рысин.
Россия. Санкт-Петербург,
Институт истории материальной культуры РАН,
Отдел археологии Средней Азии и Кавказа.

Новые методы изучения керамических комплексов мегалитических гробниц Южной Швеции

Birgitta Hardh. Patterns of deposition and settlement. Studies on the Megalithic tombs of West Scania (Stadier utgivna av Kungl. Humanistiska Vetenskapssamfudet: Lund 1988–1989:2). 1990. 112 pages, 29 figures, Lund (Sweden): Almqvist and Wiksell International. Stockholm.

Целью рецензируемого исследования является выявление хронологических вариантов орнаментации керамики из мегалитических гробниц Западной С коне (юг Швеции) для последующей реконструкции обрядов, имеющих отношение к гробницам носителей культуры воронковидных кубков.

Основу исследования составляет анализ орнаментации керамики двух коридорных гробниц (Хёг, Аннехилл). Объем использованной в работе керамики составил более 22 тыс. фрагментов; с привлечением материалов семи других гробниц региона количество исследованной керамики достигло 130 тыс. фрагментов. Большая их часть найдена перед входами в коридоры гробниц, где раскопки проводились в последние годы.

Для обеспечения возможности сопоставления больших групп керамики автором разработан специальный код, основанный на элементах орнамента и технике его нанесения.

Работа состоит из введения, семи глав и заключения.

В вводной части автор дает подробную характеристику памятников, которым посвящена монография, а также информирует о своем участии в их раскопках.

В первой главе описывается топография мегалитических памятников Южной Скандинавии. В ней приведены предварительные хронологические оценки комплексов, обнаруженных в коридорных гробницах и дольменах. Здесь же автор более подробно излагает цели и методы своего исследования.

Во второй главе описываются результаты недавних раскопок коридорных гробниц Хёг и Аннехилл, которые использовались для погребений и жертвоприношений на протяжении всего периода среднего неолита (III период по периодизации Монтелиуса). В результате столь длительного функционирования гробниц перед их входами образовывались скопления керамики, насчитывающие десятки тысяч фрагментов. Эти скопления формировались двумя способами: одна их часть является остатками жертвоприношений, совершавшихся перед входом в гробницу, другая — образована переотложенными материалами, которые первоначально находились в камере, а затем, при ее ритуальном очищении были выброшены наружу. Раскопки последних десятилетий, фиксирующие не 205 только материалы, найденные в гробницах, но: и находки перед их входами, значительно увеличили объем источниковедческой базы, а также позволили зафиксировать горизонтальную и вертикальную стратиграфию упомянутых керамических скоплений.

В третьей и четвертой главах автор дает суммарную характеристику керамических комплексов коридорных гробниц Хёг и Аннехилл, а также реконструирует керамические формы.

В пятой главе анализируется орнаментация керамики из мегалитических гробниц Западной Сконе. Автор предлагает схему классификации орнаментов, в основу которой положены техника нанесения декора, его элементы и мотивы. Отдельно рассматривается орнаментация фрагментов, относящихся к различным частям сосудов. Особую информацию дают таблицы, в которых отражена частота встречаемости элементов и мотивов орнамента, нанесенных разными способами на разные части сосудов. Проведено взаимное сопоставление частот встречаемости орнаментальных мотивов на сосудах из гробниц Хёг и Аннехилл, а также сравнение этой орнаментации с аналогичными данными из семи других гробниц исследуемого региона,

В шестой главе дан анализ керамических материалов, двух исследованных гробниц с точки зрения их значимости для периодизации мегалитических памятников Южной Швеции. Автор опирается на наблюдения Форсандера, Матиасена и Бекера, которые установили, что керамика раннего и начальной фазы среднего неолита характеризуется веревочным орнаментом. Последний часто сочетается с врезной косой сеткой, ямочными наколами и т.п. Для финала среднего неолита типичен орнамент, выполненный зубчатым штампом. В то же время, прочерченные линии и «семечковидные» оттиски встречаются на всем протяжении среднего неолита, свидетельствуя об эволюционном характере развития керамического комплекса. Сопоставив эти наблюдения с результатами анализа керамики коридорных гробниц, автор делает вывод о хронологической последовательности всех гробниц микрорегиона.

При сравнении материалов из гробниц были выделены следующие группы керамики: с равномерно представленными различными комбинациями мотивов (Аннехилл и Вёстра Хоби); с ранними тенденциями в орнаментации (Хёг и Сёдервидинг); с поздними тенденциями в орнаментации (Гиллхёг и Сторегард). Кроме того, в декоре посуды были установлены локальные различия. Две гробницы в центральной части, гробницы на севере и востоке ареала (Хёг, Сёдервидинг, Аннехилл и Вёстра Хоби) дали коллекцию керамики со значительным количеством веревочного орнамента; здесь обнаружено также много комбинаций с врезной косой сеткой, с дуговидными оттисками и прочерченными линиями. В гробницах, расположенных на западе и на юге региона (Гиллхёг, Сторегард и Лаккаленга), веревочная комбинация встречается сравнительно редко. Отсюда делается вывод о большей интенсивности погребальных обрядов и жертвоприношений в начальный период среднего неолита на востоке региона, по сравнению с его западной частью.

В седьмой главе рассматривается вертикальная и горизонтальная стратиграфия керамических отложений, выявленная в раскопках перед входами в гробницы Хёг и Вёстра Хоби. Кроме того, в главе дан сравнительный анализ форм и размеров мегалитических сооружений рассматриваемого региона. Данные горизонтальной стратиграфии свидетельствуют, в частности, о том, что более ранние материалы (толстостенная керамика с веревочным орнаментом и врезной косой сеткой) обычно встречаются непосредственно у входа в гробницу, а более поздние (тонкостенная керамика, орнаментированная зубчатым штампом) залегают дальше от входа.

В заключении, используя результаты проведенного анализа орнаментации керамики, автор выдвигает предположения о характере использования отдельных гробниц и об их роли в культовой практике в период среднего неолита. Редкость гробниц в регионе объясняется их длительным использованием, включающим периодические ритуальные очищения камер. Отдельные гробницы, по предположению автора, играли при этом роль культовых «центров», «собирая» перед своими входами обильные жертвоприношения. С течением времени роль таких «центров» могла переходить от одной гробницы к другой. В то же время, некоторые сооружения, например, Вёстра Хоби, сохраняли свою особую значимость как ритуальные «центры» на всем протяжении периода среднего неолита.

Работа Биргитты Хард представляет собой удачный пример перехода от изучения качественных признаков археологических материалов, через выявление закономерностей в их развитии, к интерпретационному уровню в исследовании. При этом автор сохраняет свойственную профессионалу осторожность в историко-культурной интерпретации полученных результатов, вынося ее на суд читателей в качестве гипотезы. Справедливо, на наш взгляд, желание автора сопоставить орнаментацию керамики из гробниц с аналогичными материалами поселений. Работа подтверждает 206 значимость традиционного массового материала — керамики для изучения эволюционных процессов в археологических культурах. Благодаря тщательной полевой фиксации и скрупулезной работе автору удалось (несмотря на смешанный характер комплексов) выявить отчетливо проявляющиеся тенденции развития орнаментации. В работе использована логично продуманная система организации материала (шифр техники нанесения, элементов и мотивов орнамента), а также способ графической передачи результатов статистической обработки материала. Это убеждает читателя в существовании тенденций, выявленных автором. Методика, используемая автором, пригодна к обработке массовых керамических коллекций, имеющих надежную полевую фиксацию.

Сравнивая мегалитические сооружения Скандинавии с дольменами Западного Кавказа, следует отметить, что последние, в отличие от гробниц Южной Швеции, были использованы для погребений сравнительно недолго. В кавказских дольменах найдено мало керамики, поэтому здесь нет источниковедческой базы, пригодной для статистической обработки. Качество раскопок дольменов пока оставляет желать лучшего. В связи с разработками Биргитты Хард, следует обратить внимание на выявление памятников, игравших для строителей дольменов роль культовых «центров». Для поиска таких культовых центров с их специфическими особенностями (жертвоприношения и пр.) необходимо производить раскопки широкими площадями, как это практикуется при исследовании мегалитических гробниц Скандинавии. Впрочем, такой метод уже используется отечественными археологами (А.Д.Резепкин, В.А.Дмитриев, И.И.Цвинария).

Источник: Археологические вести. Вып. 2. СПб., 1993.

205 – конец страницы.

OCR: Halgar Fenrissson