Н. В. Хвощинская.
Россия. Санкт-Петербург.
Институт истории материальной культуры РАН, Отдел славяно-финской археологии.

Открытие в Хёгоме
(уникальные данные по истории североевропейского костюма)

M. Nockert. The Hogom find and other migration period textiles and costumes in Scandinavia. Archaeology and environment 9: Hogom part II 157 pages, 148 figures. 1991. Umea: Department of archaeology, Umea. University.

В 1991 году в серии «Археология и окружающая среда», издаваемой Отделом археологии университета Умео под редакцией Э.Боду, вышел очередной выпуск, автором которого является Маргарета Нокерт. Этот богато иллюстрированный том содержит первую полную публикацию редких по сохранности текстильных находок из захоронения в кургане 2 могильника Хёгом (Северная Швеция), относящегося к эпохе Великого переселения народов.

Курган раскопан в 1949–1951 гг. С.Яансоном и Д.Селингом. Он представлял собой огромную насыпь, достигавшую в высоту 5 м при диаметре 40 м и содержавшую внутри каменную пирамиду высотой 3 м и диаметром 19 м, под которой в деревянной камере находилось захоронение мужчины, принадлежавшего к высшему слою местного общества. Погребение сопровождалось богатым и разнообразным инвентарем: оружием, орудиями труда, предметами быта и торговли и т.д., в том числе, несколькими золотыми украшениями.

Благодаря естественным условиям и большому количеству металла, в кургане прекрасно сохранились значительные куски одежды мужчины. Эти материалы позволяют не только выяснить покрой и тип костюма, но и понять технологические приемы изготовления тканей. Однако, значение работы гораздо шире, чем просто издание прекрасного археологического материала. В поисках аналогий автор дала описание всех наиболее выдающихся текстильных находок Северной Европы (Швеции, Норвегии и Дании). Кроме того, ею был составлен каталог всех шведских тканей периода римского железного века и эпохи Великого переселения народов, а также группы норвежских 207 находок (с остатками металлических застежек) эпохи Великого переселения народов. Таким образом, книга является не только серьезным исследованием, но и полезным справочным изданием для специалистов, занимающихся историей одежды.

Она состоит из 15 разделов, Глоссария, где дается объяснение специфических терминов, используемых в работе и обширной библиографии.

В предисловии (раздел 1) охарактеризованы цели издания и основные работы по изучению текстильных находок Северной Европы. Раздел 2 посвящен подробному описанию кургана, с полной характеристикой погребения. В соответствии с задачами работы в специальном разделе 3 тщательнейшим образом рассматриваются обнаруженные в погребении фрагменты тканей. Здесь М.Нокерт сначала описывает все сохранившиеся фрагменты тканей, детально останавливаясь на тканях с металлическими застежками, а затем дает интерпретацию, к каким именно частям одежда относится тот или иной кусок ткани или меха. Согласно реконструкции М.Нокерт, мужчина был одет в туникообразную рубаху с длинными рукавами и штаны. К подолу рубахи пришита широкая орнаментальная многоцветная полоса, изготовленная на дощечках. Аналогичные полосы служили так же в качестве манжетов на рукавах и на штанах у щиколоток. Рукава рубахи и штаны были заужены и на манжетах застегнуты специальными пластинами с вклепанными в них металлическими пуговицами. Через плечо погребенного был перекинут плащ. Сохранились также остатки головного убора (бобровая шапка).

В разделе 4 приводятся аналогии деталям реконструируемого костюма (тканям с застежками, многоцветным полосам и т.д.). В этой связи автор рассматривает находки из погребальных памятников Швеции (Borg, Skyttberg, Salby, Danmarksby), Норвегии (Dosen, Veiem, Evebo/Eide, Ugulen, Ovre Berge) и Дании (Sejlflod, Vognsild).

Раздел 5 посвящен техническому анализу тканей, среди которых были представлены как ткани из растительного волокна (конопли и льна), так и шерстяные. Особо автор касается вопроса об использовании конского волоса в орнаментальных полосах. В разделе 6 речь идет о красках и красителях. Анализы, проведенные в Центральной исследовательской лаборатории предметов Искусства и науки в Амстердаме, показали, что туника и штаны были окрашены в красный цвет, в ленте пришитой к краю туникообразной рубахи прослеживалось два оттенка красного цвета, а так же желтый и синий цвета, а в ленте, находящейся над головой погребенного — зеленый, желтый и красный. По мнению автора, крашеные ткани достаточно часто встречались в памятниках эпохи Великого переселения народов в Швеции. Наряду с Хёгом, М.Нокерт приводит в пример фрагменты окрашенных тканей еще из 12 памятников Швеции (в основном это многоцветные полосы, сплетенные на дощечках).

В последующих разделах работы (6, 7) подробно рассматривается техника шитья, то есть различные способы сшивания между собой отдельных деталей костюма и соединения тканей с орнаментальными полосами, а также техника плетения на дощечках, как отдельных лент, так и кромок ткани.

Раздел 9 касается характера орнаментации лент, выполненных в технике плетения на дощечках. Дело в том, что на фрагментах полосы, украшавшей низ рубахи со спины, было зафиксировано стилизованное сюжетное изображение божества, у ног которого лежали два зверя, смотрящие в разные стороны (на красном фоне желтые изображения зверей с голубыми глазами). Как считает автор, подобные изображения достаточно редки в северном искусстве. М.Нокерт усматривает в данном сюжете отголоски восточной мифологии и интерпретирует зверей как львов, приводя в качестве аналогии изображения Даниила и львов на шелковой ткани VI—VII вв. из Лондонского музея. Однако, подобная трактовка данного сюжета не бесспорна, поскольку в декоративном искусстве финских племен и северных групп славян встречаются аналогичные по композиции сюжеты, которые интерпретируются как женское божество в окружении всадников или животных, чаще коней (Рыбаков 1948:102-103). И хотя эти изображения фиксируются в памятниках начала II тыс. н.э., сам сюжет восходит к периоду язычества. На наш взгляд сильно стилизованные звери из Хёгома не имеют никаких характерных признаков, позволявших однозначно рассматривать их как львов, и в равной степени могут быть интепретированы иначе, а по общей композиции сюжета данное изображение вполне может быть включено в достаточно широкий круг североевропейских аналогий.

Специальные небольшие разделы работы посвящены рассмотрению кусков меха (10) и назначению застежек в североевропейском костюме (11). Следует отметить, что автор, отталкиваясь 208 от конкретных фактов, постоянно выходит на широкие аналогии. В 12 разделе анализируется незначительный изобразительный материал, который может помочь в реконструкции костюма. Сравнивая данные по истории одежды (раздел 13), М.Нокерт привлекает материалы очень широкой территории, начиная изложение с данных по Древнему Востоку. В 14 разделе подводятся итоги исследования, а 15 — представляет собой уже упоминавшийся каталог находок.

По мнению М.Нокерт североевропейский костюм, состоящий из длинных суживающихся штанов и туникообразной рубахи, спускавшейся ниже пояса, с длинными рукавами, вероятно, сложился в период позднего римского железного века. В последующем он продолжал развиваться и был воспринят частью воинов римской армии, охранявшей восточные рубежи Империи. Причем, как считает автор, это тип костюма первоначально носили наиболее знатные воины и всадники. Он стал как бы символом высокого ранга и социального статуса человека, и именно этот факт подчеркивался характером используемых материалов, красок и орнаментации. Затем фасон этой одежды получает широкое распространение среди народов Европы.

В результате проведенного анализа текстильных находок из кургана 2 в Хегоме, М.Нокерт исчерпывающе охарактеризовала тип одежды погребенного, сделав множество ценных конкретных наблюдений чрезвычайно важных при изучении древних тканей, а также определила значение этой одежды в контексте развития европейского костюма.

Несомненно рецензируемая книга займет достойное место в ряду специальных исследований по истории одежды.


Рыбаков Б. А. 1948. Древние элементы в русском народном творчестве. Женское божество и всадники // Советская этнография 1:90–106.

Источник: Археологические вести. Вып. 2. СПб., 1993.

207 – конец страницы.

OCR: Halgar Fenrissson