Годи

(goði)

Термин «годи» известен прежде всего на исландском материале, и именно на этом острове данный институт приобрёл широкое распространение. В континентальных источниках он почти не встречается. Известна руническая надпись на камне с острова Фюн, который воздвигла одна «знатная дама» в память о своём супруге. Помимо прочих титулов там упоминается, что он был годи.

На сегодняшний день более или менее общепринятой точкой зрения является, что первоначально годи исполняли жреческие функции (кажется, это был Фридрих Баден, кто сформулировал эту идею), и впоследствии на континенте их функции сошли на нет. В Исландии же сугубо религиозные функции дополнились функциями социальными, одной из причин чему может служить мирный характер колонизации. Поэтому вождями на острове стали именно годи, но никогда не было вождей, чья власть зиждилась на военной ораганизации. После принятия христианства жреческие обязанности ушли в прошлое, но структура годи и годорда осталась, что говорит о том, что годи успели стать в большей степени общественным институтом, нежели религиозным.

В «Сером Гусе» содержится довольно подробное описание исландской административной и социальной системы. Одной из основных функций годи было устраивать тинги. Всего на острове было 48 годордов. В каждой четверти устраивалось по три весенних тинга (várþing), за исключением северной четверти, где таковых было четыре. На каждом тинге было по три годи. Следовательно, первоначальное их число предполагалось 36, но затем с учётом северной четверти оно стало 39. После введения на альтинге «пятого суда» (fimmta dómr) стали появлятся так называемые новые годорды, чтобы уравнять число судей, назначаемых туда годи. Годи назначали судей на весенние тинги, а также заседали в Логрехте на альтинге, куда впоследствии были добавлены епископы.

Касаясь проблемы характера институтов годи и годорода, многие исследователи отмечали (J.L. Byock, K. Hastrup), что годи обладали довольно небольшой официальной властью над бондами, входящими в их годорд. Например, единственный налог, который собирали годи, был налог на поездку на тинг, который собственно на неё и тратился. Также, согласно «Серому Гусю», каждый бонд мог выбрать себе любого годи в стране, что стирало территориальные границы годорда.

Подобная позиция, традиционая, основанная на использовании свода законов и «Книге об исландцах», подверглась критике со стороны Йоуна Видара Сигурдссона, который поставил под сомнение использование «Серого Гуся» как довольно достоверного источника. Прибегая в первую очередь к материалу саг, он утверждает, что, например, число годи было поначалу гораздо больше, чем указано в «Сером Гусе». Также он критикует позиции предшественников в вопросе о характере годорода, показывая, что впоследствии вожди стали обладателями крупных доменов, и вся страна была поделена между несколькими кланами.


См. также статью Михаила Тимофеева Административное устройство древней Исландии


Литература

  1. Grágás: lagasafn íslenska þjóðveldisins / Gunnar Karlsson, Kristján Sveinsson, Mörður Árnason sáu um útgáfuna. Reykjavík: Mál og menning, 1997
  2. Ari Thorgilsson. The Book of the Icelanders: (Íslendingabók) / ed. and translated with an introductory essay and notes Halldór Hermannsson. Ithaca, N.Y. 1930. Islandica; 20
  3. Jón Viðar Sigurðsson. Chieftains and power in the icelandic commonwealth / translated by Jean Lundskær-Nielsen. Odense: Odense University Press, 1999. The Viking collection; 12
  4. Jón Viðar Sigurðsson. Frá goðorðum til ríkja: þróun goðavalds á 12. og 13. öld. Reykjavík: Menningarsjóður, 1989. Sagnfræðirannsóknir; 10
  5. Jón Viðar Sigurðsson. Goder og maktforhold på Island i fristatstiden. Bergen: Historisk Institutt, Univ. i Bergen, 1993
  6. Byock, Jesse L. Medieval Iceland: society, sagas, and power. Berkeley: Univ. of California Press, cop. 1988
  7. Hastrup, Kirsten. Culture and history in medieval Iceland: an anthropological analysis of structure and change. Oxford: Clarendon P., 1985

Статья предоставлена Egill (Михаил Тимофеев)

Copyright © Tim Stridmann