Хельги

(Helgi)

Хельги («священный», «посвященный»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа Хельги), Хельги — отец легендарного конунга из династии Скьёльдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью; этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» — три песни о Хельги («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда»), причем во второй и первой песни Хельги — сын не Хьёрварда, а Сигмунда, т. е. брат Сигурда (результат втягивания Хельги в цикл вёльсунгов-нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Хельги, которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о Хельги — фрагменты более древних песней).

В центре внимания эддических песней о Хельги — его воинские подвиги (их главные мотивы — родовая месть, добывание невесты). Он побеждает и умерщвляет другого героя — Хундинга. Хельги пользуется покровительством валькирий — богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению Е. М. Мелетинского, на происхождение сказаний о Хельги из богатырской сказки: детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой — запоздалое), ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое дает ему дух-хранитель (у Хельги — это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах); героическое добывание невесты. Хельги гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца Хельги — сын убитого им конунга Хродмара, по другой — брат Сигрун); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.

О. Хефлер в поисках ритуальных истоков сказания о Хельги предполагает, что Хельги — культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом («Германия», 39); возлюбленная Хельги — жрица, руководящая жертвоприношениями, а убийство Хельги, совершаемое копьем Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной [две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Хельги и Сигрун) родились вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях — павших в бою героях, и о хьяднингах, которых валькирии возрождают для новых битв.

Источники

Copyright © Tim Stridmann