О Лалли с Хусавика

Frá Húsavíkur-Lalla

По рассказам тех, кто считает, что знает об этом лучше всех, этот мертвец впервые восстал на кладбище Хёвдакиркьюгарда в Хёвдакверви во времена преподобного Кетиля Йоунссона1 с Хусавика. Он был там священником в середине XVIII века и женился на дочери священника Магнуса, того, который внезапно утонул, и Оддню, на которой позже женился пробст2 Тоурлейв Скафтасон.

Рассказывают, что какой-то другой мужчина хотел добиться этой женщины и поэтому послал преподобному Кетилю или ей этого мертвеца. Те, кто якобы видел его, рассказывали, что он является во фраке, высокой треуголке и парике. Поэтому люди полагали, что он был священником или каким-нибудь другим высокопоставленным человеком. Преподобному Кетилю удавалось защитить себя и свою жену от него, так что тому никогда не удавалось навредить им. Однако этого Лалли обвиняли в том, что юная дочь преподобного Кетиля утонула здесь у мыса Хусавика в Пруду Ингунн, который так назвали впоследствии.

На двух дочерях преподобного Кетиля женились преподобный Сигфус, пробст и священник с Хёвди, и преподобный Торлаук Йоунссон с Хусавика, которые оба жили в конце XVIII века. Рассказывали, что этот Лалли попеременно преследовал их обоих, но они так хорошо были сведущи, что к священнику Сигфусу он никогда не мог приблизиться ближе границ его земель, а к преподобному Торлауку — ближе ограды туна3. Есть разные рассказы как тех людей, которые видели Лалли, что преследовал их, так и тех, чей путь лежал ииз Хусавика в Хёвди или обратно. Его всегда узнавали по высокой треуголке и завитому парику на голове. Но эти рассказы слишком никчемные и незначительные, так что я не рассматриваю их и не перечисляю.

Но последний рассказ об этом Лалли с Хусавика таков. Вскоре после того, как в Акурейри поселился фактор4 Мор, как-то вечером к нему пришёл некий человек и спросил, не хочет ли он посмотреть на Лалли с Хусавика. Мор захотел этого и попросил показать. Тот, находясь в дверях лавки, показал ему, где стоит Лалли, но Мор ничего там не увидел. Тогда тот попросил его засунуть голову ему под левую подмышку. Мор сделал так и тогда смог увидеть Лалли. Тогда он бросился в лавку, нашёл ружьё и выстрелил прямо в Лалли, и там увидели одни искры.

А следующим утром там, где стоял Лалли, когда в него выстрелили, нашли человеческую лопатку или ребро. И позже люди ничего не знали о том, что происходило с Лалли.

Но так много разговоров ходило, всё же, об этом Лалли с Хусавика в конце 18 века, что сислуманн5 Эсполин счёл упомянуть его в «Ежегоднике», IX том, где было сказано, что про Лалли знают все. И однажды ясновидящие люди якобы видели Лалли и Скотту с Миватна, которую впоследствии назвали Скоттой из Мирарселя. Эти привидения встретились в Лаксамири и долгое время дрались, а может быть, там происходили непристойные «собачьи бои» (как говорил конунг Сверрир).


Примечания

1 Кетиль Йоунссон был священником в Хусавике с 1728 по 1769 гг.

2 Пробст — старший пастор.

3 Тун — огороженный луг или поле вокруг жилого дома.

4 Фактор — торговый агент.

5 Сислуманн — высшее должностное (административное, судебное и налоговое) лицо в округе — сисле.

© Тимофей Ермолаев, перевод с исландского