Юхани Гренхаген
(Хельсинки)

Затонувшие корабли Балтики

Балтийское море с его многочисленными заливами уже более тысячи лет назад служило оживленным морским путем между югом и севером, между богатым Востоком и Западом Древние саги и археологические находки рассказывают о походах викингов Восточным путем, на великие реки Руси, вплоть до Константинополя. Позже здешние морские дороги стали ареной ожесточенных схваток за господство между ганзейскими купцами, датчанами и шведами. А иной раз вчерашним противникам приходилось забывать о вражде и объединяться, чтобы вместе противостоять морским разбойникам. Все эти события оставили по себе богатую память. Своей дани требовало и море.

Морские путешествия считались опасными. Изображенные на старинных морских картах корабли окружены угрожающими им чудовищами. Это — отражение страха людей того времени перед морем. Некоторые районы Балтики, особенно изобилующие подводными рифами и частыми штормами северное и западное побережья, нередко оказывались роковыми для мореплавателей.

С веками Балтийское море превратилось в настоящее кладбище деревянных судов. К востоку от Датских проливов нет моллюсков-древоточцев (teredo navalis), которые в более соленых водах Атлантики или Средиземного моря уничтожают деревянные конструкции за пару десятилетий. В балтийских водах затонувшие корабли могут сохраняться столетиями. Убедительный тому пример — затонувший в 1628 году и почти полностью сохранившийся шведский корабль «Ваза». Многовековая история парусного мореплавания и десятки тысяч останков кораблей превратили Балтийское море в один из интереснейших объектов морской археологии в мире.


Керамическая посуда с корабля конца XVI в. из Таммисаари-Эсселхольма (Финляндия).

Останки кораблей в финских водах

Общее число кораблей, затонувших в финских водах, можно оценить лишь суммарно В списках различных ведомств и любителей подводной археологии их значится примерно тысяча. В дополнение к архивным данным имеются сведения о сотнях морских катастроф, которые невозможно точно локализовать, а также купеческие и крестьянские суда и лодки, брошенные в мелководных заливах. Поэтому количество погибших и брошенных в финских водах кораблей может исчисляться тысячами.

С развитием подводного спорта в 1960-е годы аквалангисты начали проявлять интерес к поиску останков затонувших судов. Первые подводные исследования аквалангистов в Руотсинсалми привлекли внимание людей, посвятивших себя охране памятников старины. В 1963 году были приняты срочные меры, распространившие режим охраны на останки кораблей и гавани старше ста лет. Их приравняли к недвижимым памятникам старины и объявили неприкосновенной собственностью государства. Покоящиеся в финских водах останки военных кораблей и их частей более позднего времени принадлежат министерству обороны. Но имеющиеся в распоряжении оборонного ведомства средства недостаточны для проведения подводных исследований без помощи аквалангистов-добровольцев, помогающих находить и описывать лежащие на дне суда. В регистр Морского музея Финляндии внесено около 400 останков кораблей, объявленных памятниками старины. Тщательно исследовано не более десятка. Еще на 20–30-ти проведены предварительные исследования.

Древнейшие исследованные останки

Почти все наиболее древние останки кораблей в финских водах обнаружены спортсменами-аквалангистами. В 1977 году один из них доставил на Хюлкюсаари две керамические кружки с обнаруженного им затонувшего судна. Найденная средневековая посуда вызвала интерес, и было решено исследовать место находки. Исследователей ждал сюрприз — останки корабля Виролахти Лапуринсалми оказались намного древнее, чем предполагали, и относились к временам викингов. Радиоуглеродный анализ позволил датировать корабль примерно 980 годом. Это судно длиной около 10 метров, видимо, использовалось [21] викингами на Восточном пути на реках Руси и было затоплено с помощью камней в Лапуринсалми. От судна сохранилось одно лишь днище, но с точки зрения истории судостроения оно представляет собой ценную находку.

Следующие по времени затонувшие в финских водах и обнаруженные аквалангистами суда относятся к 1500-м годам. К востоку от Таммисаари Юсарэ на морском дне покоятся напоминающие рыбий хребет останки галеры. С нее были подняты бронзовые пушки, на одной из которых читается дата: 1545 год. Судя по пушкам и конструктивным особенностям судна, оно было датировано периодом между 1550 и 1600 годами и определено как гребной военный корабль.

К северу от острова Эрэ аквалангисты наткнулись в конце 1960-х годов на лежащие на глубине 15 метров обломки корабля, названные останками Метскяри. Его размеры — 18×5 метров. В ходе подводных исследований на поверхность были подняты печные изразцы и трехногая глиняная посуда, что указывает на наличие на корабле камбуза. Исследователи нашли также архаическую керамику и предметы быта, в т.ч. кувшин с именем его изготовителя — Кристиана Кнуетгена и датой — 1574. Судно либо шло порожняком, либо груз с него успели снять до того, как оно затонуло. О происхождении груза и корабля можно было судить по отдельным рассеянным около останков предметам и крышкам бочек, на которых встречаются клейма. На одном из них, например, изображена держава с крестом, что указывает на королевский груз. Скрещенные мечи — указание на армию. Руническому знаку на одной из крышек найдено соответствие среди клейм алтаря XVI века в церкви Св. Марии в Ростоке. Очевидно, ростокский купец доставлял коронный груз из Северной Германии в Турку (Або) во времена королевы Гуниллы Билке в 1580–1590-х годах.

В Снаппертуне (острова Таммисаари) на т.н. эссельхольмском судне найдено более тридцати хорошо сохранившихся керамических сосудов 1500-х годов, входивших в состав судового груза. Среди них — кувшины, предназначенные для хранения вина, сковороды и горшки. Часть груза, очевидно, удалось спасти, поскольку кормовая часть судна оставалась еще некоторое время после его гибели над водой. О происхождении эссельхольмского судна позволяют судить некоторые наблюдения. Так, обнаруженная керамика изготовлена в стиле, господствовавшем в конце XVI века в Северной Германии и Голландии. Кроме того, анализ найденного на корабле песка, позволяет предположить, что он взят не на Балтике, а, скорее всего, на западном побережье Ютландии, а то и еще южнее.


Кораблекрушение голштинского посольства, направлявшегося в Московию и Персию, у побережья Кунда (Эстония) в 1633 году. Гравюра Олеария.

Остов корабля и заполненные камнями деревянные камеры мола на входе в Хельсинкскую бухту. Реконструкция Харри Алопеуса. Фото В. Мясса.

Морской музей Финляндии исследовал останки т.н. корабля Муланин в Ханко Итясааристо. Аквалангистам это затонувшее судно было известно задолго до того, как в 1987 году оно привлекло внимание ученых. Судя по дендрохронологическому анализу, оно было построено в начале 1600-х годов в Швеции или Финляндии. Напоминающее ладью судно использовалось для перевозки угля. Но на нем были найдены также оружие и боеприпасы — кремневые пистолеты, пороховницы, гильзы, детали седел, а также железная кираса. Исследователи обнаружили и деньги — около сорока мелких монет 1540–1610 годов и несколько центральноевропейских талеров. Ко всему прочему на дне покоились скелеты двух мужчин и мальчика среднего роста. Под мачтой была найдена монета в два эра {так — OCR}, отчеканенная во времена Карла IX в 1608 году. Бывшие на судне и поднятые на поверхность два церковных колокола являлись, надо полагать, военным трофеем. Больший из колоколов был, согласно надписи на нем, отлит в правление Бориса Годунова в 1596 году в Деревяницком монастыре в России.

После выхода России к Финскому заливу в начале 1700-х годов количество затонувших здесь кораблей резко возросло, причем большинство из них погибло в морских сражениях. Но о них — в следующий раз. [22]

Источник: «Восточный путь», № 2, 1996.

OCR: User Userovich

[21] — так обозначается конец соответствующей страницы.