А. А. Сванидзе

Проблемы средневековой истории на XII конференции скандинавистов

16–19 ноября 1993 г. в Москве состоялась XII конференция скандинавистов. По сложившемуся порядку она объединила специалистов по истории стран Северной Европы — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии, а также России и стран Балтии; ученых-экономистов, литературоведов, лингвистов, словом, всех гуманитариев, так или иначе занять изучением прошлого и настоящего Северной Европы. Среди весьма традиционных секций конференции работала и секция средневековой истории (председатели — проф., д.и.н. А.А. Сванидзе и д.и.н. Е.А. Мельникова). XII конференция скандинавистов — своего рода юбилейная; ровно 30 лет назад, в 1963 г., в Тарту, под руководством покойной проф. Х.И. Мосберг специалисты по Северной Европе впервые собрались вместе, чтобы обсудить проблемы жизни европейского Севера. Тогда позднее среди медиевистов были широко представлены ученые из России, Прибалтики и других республик СССР. Постепенно в работу секции был вовлечены и зарубежные ученые. К сожалению, в данной конференции не приняли участия коллеги из стран Балтии и не смогли приехать ученые из Карелии. Но зато совместно с россиянами очень активно работали специалисты из Швеции и Норвегии.

По традиции рассмотрение средневековой истории в рамках скандинавской конференции носит междисциплинарный и комплексный характер Ряд смежных и общих проблем стали объектом рассмотрения со стороны историков, археологов, этнографов, лингвистов, литературоведов, которые предложили свои подходы, свои источники и методы анализа материала, свое видение эпохи. Соответственно секция истории средних веков работала как в узком составе, так и (в ходе нескольких заседаний) совместно с секциями археологии (председатель д.и.н, В.В. Седов), этнографии (председатель к.и.н. Г.И. Анохин отсутствовал по болезни) и подсекцией «История скандинавских языков и историческая поэтика» (председатель д-р филол. н. О.А. Смирницкая).

Доклады по средневековой истории образовали как бы несколько блоков. Один из них относился к политическим сюжетам и затрагивал важные стороны средневековой государственности в Северной Европе, прежде всего Швеции. Это доклады шведских коллег проф. Стена Шёрнера] («Образование и развитие государственной системы на острове Готланд») доктора Биргитты Фритц («Строительство замков и администрация в Швеции в 1250–1434 гг.»), доклад проф. А.А. Сванидзе («Цареубийство в социокультурном контексте исландской саги»); в тезисах был представлен и материал В.А. Антонова («Королевский совет в Дании в 40–70-е годы XIV в.»). Докладчики подняли вопросы, важные для понимания общего и особенного в процессе возникновения и развития [184] средневековой государственной системы на европейском Севере, организации власти, ее престижа и взаимодействия с местными управленческими структурами. Такой блок докладов по политической история сформировался на скандинавской конференции впервые и вызвал значительный интерес.

Пожалуй, наибольшее место в работе медиевистов заняло обсуждение ряда тем, связанных с эпохой становления цивилизации в Северной Европе и на Руси, с так называемой «эпохой викингов» и ближайшими к ней десятилетиями, — традиционный объект скандинавских конференций. Здесь можно условно выделить две группы докладов. Одна из них была так или иначе связана с соцкультурным контекстом эпохи — менталитетом, особенностями повседневной жизни, поведенческими мотивами, характером групповых и межличностных связей, представлениями и т.д. Этот круг проблем рассмотрен в докладах коллеги из Норвегии Анне Стальсберг («Женщины-торговцы в эпоху викингов в Северной Европе»), к.и.н. В.Я. Петрухина («Скандинавская женщина на востоке: жена, рабыня или валькирия?»), Т.В. Бахметьевой («Дети и детство и исландских сагах») и в уже упоминавшемся докладе А.А. Сванидзе. Примечательно, что авторы использовали традиционные, известные материалы — письменные и вещные. Однако новый подход к этим, качалось бы, изученным источникам позволил извлечь из них значительную новую информацию, уже по иному кругу вопросов.

Столь же интересными были доклады, группирующиеся вокруг другой проблемы той эпохи — так называемой «норманской проблемы». Она также традиционно занимает одно из ведущих мест в конференциях скандинавистов. Хотя к великому сожалению, на этот раз среди докладчиков не было «основоположников» дискуссии проф. А.Я. Гуревича и проф. Н. П. Шаскольского, поле напряжения вокруг этой проблемы сохранилось. Разумеется, уже давно не подвергается сомнению факт сопричастности скандинавов к ранней истории России — истории государственности, торговых и прочих связей, культуры. Сегодня фокус проблемы в другом: в определении деталей, направлений, форм реального значения славяно-скадинавского взаимодействия на разных этапах предыстории и истории древней Руси. Здесь следует в первую очередь назвать доклады д.и.н. Е.А. Мельниковой («Скандинавы в процессе образования государства на Северо-западе Восточной Европы»), где речь идет о роли скандинавской торговли; д.и.н. В.В. Седова («Роль скандинавов в начальной истории древнейших городов Северной Руси»), проф. д.и.н. Д.А. Авдусина («Об этническом составе Гнездова») и коллеги из Швеции доктора Ингмара Янсона («Вопрос о полиэтнических особенностях в эпоху викингов»), где подвергнут анализу этнический состав населения северо-западных русских предгорских центров (городищ) и ранних городских поселений. Общее значение этих, как и, несомненно, всех других докладов по средневековой истории, в том, что они еще раз показали наличие в раннесредневековую эпоху, по крайней мере в эпоху викингов и до XIII в., историко-культурной общности, которая по многим линиям развития объединяла страны Северной Европы и России, особенно северо-западной Руси, а до известного [185] времени и Британии. Это была действительно некая балтийско-североморско-атлантическая культурно-историческая общность, члены которой имели свои особенности исторической эволюции, все более расходящиеся, но жили во взаимодействии, при сходных и даже во многом совпадающих условиях. Из сделанных докладов видно, что отечественными историками, прежде всего русологами, сделаны важные шаги в исследовании и уточнении скандинавского влияния на Руси. Однако обратное влияние — влияние Древней Руси на скандинавскую историю (взять хотя бы роль тех же поселений скандинавов, их службы при русских князьях, их торговли на территории Руси) для самой Скандинавии не только не изучено, но, похоже, не изучается в отличие от того, что происходит, например, с исследованием английского влияния на захвативших Британию викингов и внутреннюю жизнь их отечества. Сам этот вопрос, в принципе уже поднятый и упсальскими археологами, и некоторыми российскими учеными, в докладах на секции даже не прозвучал. Но без его развития норманская проблема снова может принять односторонний характер — только как бы с обратным знаком...

Доклады по «норманской проблеме» посвящены по существу теме контактных зон, взаимодействия разных культур и народов в процессе исторического развития. Этой обширной теме специально была уделена еще одна группа докладов, где использовался материал почти тысячелетней истории — с VIII по XVII в. Это доклады к.и.н. А.В. Назаренко («„Путь из варяг в греки“ и происхождение русской счетной гривны»), к.и.н. И.Г. Коноваловой («Арабские географы XII–XIV вв. о Европейском Севере») к.и.н. В.И. Матузовой («Немецкий орден в Швеции»), Е.П. Варакина («Клейма шведских и русских кузнецов XVII в. в памятниках архитектуры Северо-Западной России»), которые вызвали интересную дискуссию.

В ряде докладов по ранней истории Северной Европы основой стал блистательный источник — исландские саги. Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что в нашей стране уже сложилось известное ядро исторического «саговедения», которое было представлено и в работе медиевистов на конференции. Это доклады к.и.н. Г.В. Глазырииой («Викинги в языческом святилище бьярмов. Развитие мотива в сагах»), к.и.н. Т.Н. Джаксон («Школы и центры учености в Исландии в первые века христианства. К вопросу об уникальности древнеирландской литературы»), к.и.н. Т.Н. Топоровой («О некоторых формулах древнеисландской модели мира»). Медиевистам впервые был представлен доклад о замечательном памятнике шведской средневековой культуры «Хроника Эрика» переводчиком на русский язык и комментатором романа-хроники А.Ю. Желтухиным («К вопросу о заказчике и авторе „Хроники Эрика“»). Развитие традиции историко-культурного анализа скандинавских художественных текстов, заложенной М.И. Стеблиным-Каменеким, несомненно, одно из плодотворных направлений отечественной медиевистики.

Наконец, особую группу составили доклады о рунических надписях (к.и.н. Ю.К. Кузьменко, д.и.н. Мельникова, доктор из Норвегии Джеймс Книрк), исторические аспекты которых интересны для медиевистов. [186]

Таким образом, можно отметить, что в работе медиевистов на данной конференции заметно большее разнообразие тем и, одновременно, большая тематическая определенность, сосредоточенность на известных блоках проблем, чем это имело место на предыдущих конференциях. Положительным моментом является наличие новых тем, мотивов, вопросов и новых имен, в том числе молодых и только начинающих свой путь ученых. Все это свидетельствует о положительном развитии изучения северного средневековья в российской науке.

В целом доклады медиевистов по своему материалу и выводам выходят за рамки только североевропейского мира, прежде всего в отношении специфики доклассовых и раннеклассовых обществ, истоков цивилизации, особенностей средневековой монархии и администрации, соотношении христианской и языческой традиции в ту эпоху, характера литературного творчества. [187]

Источник: Сборник «Средние века», вып. 58.

Сканирование: Юлли

OCR: Halgar Fenrirsson