1. Указательное местоимение sá ‘этот’, ‘тот’ склоняется так:
Мужской род | Женский род | Средний род | |
---|---|---|---|
Единственное число | |||
Им. | sá | sú | þat |
Род. | þes(s) | þeir(r)ar | þes(s) |
Дат. | þeim | þeir(r)i | því (< þí) |
Вин. | þan(n) | þá | þat |
Множественное число | |||
Им. | þeir | þær < þâR | þau |
Род. | þeir(r)a | ||
Дат. | þeim | ||
Вин. | þá | þær | þau |
2. В sá и sú, так же как в личном местоимении 1-го лица, именительный и косвенные падежи образованы от разных корней. В því (дат. ед. ч. ср. р.) v появилось по аналогии с hví ‘почему’. Долгое n в þann (вин. ед. ч. м. р.) появилось по аналогии с hann, minn и т. п. Þau (им. и вин. мн. ч. ср. р.), возможно, представляет собой по происхождению двойственное число. В единственном числе среднего рода и во всем множественном числе местоимение sá совпадает с личным местоимением 3-го лица (см. 3.5.1).
3. Указательное местоимение sá может выражать либо указание на уже упомянутое (например: Þetta var í þann tíma, er Haraldr konungr inn harfagri gekk til ríkis í Nóregi. Fyrir þeim ófriði flýðu margir göfgir menn óðul sín af Nóregi. ‘Это было в то время, когда конунг Харальд Прекрасноволосый завоевывал власть в Норвегии. Из-за этой войны многие знатные люди бежали из своих владений в Норвегии’), либо предворяющее указание. Например: Þat er eitt mark um lítillæti hans. ‘Вот вам один пример его простоты’. Hann hafði ósætt við þann konung, er réð fyrir Nóregi. ‘Он воевал с тем королем, что правил Норвегией’. Sú er há kona, er þar fór. ‘Это — высокая женщина, что там пошла’.
Иногда указательное местоимение sá приближается по своему значению к личному местоимению. Например: En sá Brímir heitir. ‘Его зовут Бримир’. Þar ríðr maðr, sá hefir skjöld mikinn. ‘Там едет верхом человек, у него большой щит’.
В функции определенного артикля перед прилагательным, определяющим существительное (т. е. в той функции, которая стала бы обычной для соответствующего слова в восточно-скандинавских языках) sá не встречается в оригинальных исландских памятниках.
Copyright © Tim Stridmann