М. В. Панкратова

Отрывок из «Саги о конунге Магнусе Хаконарсоне»

«Сага о короле Магнусе Хаконарсоне» — последняя из так называемых «саг о норвежских королях». О последующих королях после Магнуса саг больше не складывали. Сага была написана исландцем Стурлой Тордарсоном (1214–1284), которым также была составлена и «Сага о короле Хаконе Хаконарсоне», отце Магнуса.

Стурла Тордарсон — племянник Снорри Стурлусона, знаменитого исландского историка и хёвдинга. Стурла тоже был и законоговорителем, и скальдом, и автором исторической «Саги об исландцах» (Íslendinga saga), охватывающей период с 1120 по 1264 гг. В 1263 г. он был вынужден покинуть Исландию из-за того, что присягнул норвежскому королю Хакону Хаконарсону, несмотря на длительное противостояние ему. В 1271 г. Стурла вернулся в Исландию с титулом лагмана — законоговорителя, назначенного королем и с новыми законами, разработанными по приказу норвежского правителя Магнуса Хаконарсона для исландцев1.

Стурла лично встречался с королем Магнусом, поручившим ему составление саги. Исландцу была дана возможность работать с королевским архивом и встречаться с людьми, принимавшими участие в описанных событиях. Стурла принялся за написание своей работы после отъезда из Норвегии в 1278 г.2

К сожалению, от этой саги сохранилось только два листа в составе рукописи AM 325 X 4o, содержащей текст «Королевских саг» (Konunga sögur). В отрывках говорится о первом, втором и десятом годах правления Магнуса (1263–1280). Предполагается, что повествование заканчивалось на 1278 г.

Даже по сохранившимся отрывкам можно составить представление о насыщенности саги событиями. Стурла Тордарсон пишет о взаимоотношениях норвежской короны с Шотландией и Англией в 1260-е гг., в конце правления Хакона Хаконарсона, о политическом конфликте в Швеции в середине 1270-х гг., арбитром которого стал норвежский король Магнус Хаконарсон, о взаимоотношениях с Данией, откуда родом была супруга Магнуса, датская принцесса Ингеборг. Вместе с тем очень поверхностно и невнятно говорится о наиболее болезненном событии для исландца — о присоединении острова к королевству.

Сочинения Стурлы Тордарсона отмечаются немного суховатым стилем, хронологической точностью и предельной детальностью. Факты подтверждаются другими источниками: норвежскими дипломами, исландскими анналами, шведской «Хроникой Эрика», письмами датского короля и документами папской канцелярии. «Сага о Магнусе Хаконарсоне» является непосредственным продолжением «Саги о Хаконе Хаконарсоне». Большинство действующих лиц фигурируют в обоих источниках. Стурла Тордарсон демонстрирует блестящее знание норвежской географии и прекрасно ориентируется в европейской политике своего времени.

Король Магнус представлен активным, авторитарным и динамичным правителем, который принимает самое непосредственное участие в вопросах внешней и внутренней политики, много разъезжает по стране. Вместе с тем Стурла Тордарсон не позволяет нам заглянуть во внутренний мир короля. В сохранившихся отрывках ничего не говорится о законодательной реформе, проведенной Магнусом Хаконарсоном, за что потомки присвоили ему прозвище Исправитель Законов.

Издания:

Переводы на современные языки:

Настоящий перевод сделан по изданию:


[Лист первый]

…войско, отправившееся на запад с Хаконом конунгом1, и они сказали, что в Западных землях2 немирно3. Тем же летом поехал аббат Биргир из Таутры4 ко двору папы, и нидаросские5 каноники выдвинули его для архиепископской службы после архиепископа Эйнара, скончавшегося той осенью6. Однако они не могли выбрать его, потому что он был сыном священника и монахом. Он встретился с Магнусом конунгом7 в Бьёргуне8, и мало они общались; зиму аббат провел при дворе папы.

Переписка

Весной после кончины Хакона конунга9 послали бароны10 и управляющие11, находившиеся на Оркнейских островах12, епископа Хейнрика13 и сира14 канцлера Аскатина15 в Скотланд16 к Александру конунгу17, чтобы обговорить заключение мира между странами18. Однако они были сурово встречены, и скоты угрожали убить приехавших к ним норманнов, или же заточить их. Скоты жаловались на то, что норманны пожгли и опустошили более трети Скотланда19, и не выполнили они (посланцы норвежского конунга — М. П.) поручение. Поехал тогда сир Аскатин на восток в Норвегию к Магнусу конунгу и рассказал ему о своей поездке и о том, как плохо отнеслись к его делу в Скотланде.

Магнус конунг принял тогда такое решение: он послал Эгмунда Вороний Танец20 на Оркнейские острова и дал ему там полномочия для военной защиты страны, а Эйрика Дуфгальсона21 он послал на Южные острова22; был у него восемнадцати скамеечный корабль, наполненный хирдманами, гостями и факельщиками23. С ним должны были ехать Йоан Бык24 и Эйрик Парнишка25 с Оркнейских островов, и у каждого из них был свой корабль.

А когда Эгмунд прибыл на Оркнейские острова, он узнал, что конунг скотов послал войско в Катанес26, и они забрали много добра у катанесцев до того, как Хакон конунг наложил на них дань27. Тогда было много речей о том, что нужно будет отвоевывать Оркнейские острова, и поэтому Эгмунд не хотел, чтобы войско уехало оттуда. Они с Эйриком оставались там всю зиму.

Сир Аскатин прибыл в Норвегию, как говорилось раньше, а Эгмунд с товарищами уже уехал. Тогда вызвался и Хёскульд Оддсон28 ехать на запад на Оркнейские острова. Магнус конунг поручил ехать с ним брату Маврикию, и другому босому монаху29 по имени Сигурд, и еще Хейнреку Скоту для службы у них, и нескольким юношам (пажам). Поехали они как можно быстрее в Скотланд и встретились с конунгом скотов, и принял он их немного лучше, чем епископа. Велел конунг скотов ехать им обратно в Норвегию и передать Магнусу конунгу, чтобы тот послал летом в Скотланд за добрыми вестями, если у него достаточно разума, чтобы заключить мир между странами. Отправились они тогда той же осенью обратно в Норвегию.

О Магнусе конунге

Магнус конунг провел лето в Бьёргуне. Тем летом приехал из Исландии Халльвард Золотой Ботинок30. Он рассказал такие новости: что все исландцы вышли из повиновения Магнусу конунгу31, и, когда Халльвард уезжал оттуда, узнали в Исландии о кончине Хакона конунга. Был с ним при этом Торвальд Тораринссон32, перешедший во власть Магнуса конунга и отдавший в его распоряжение всю свою подвластную территорию33 за то, что совершил преступление против королевства, убив Торгильса Заячью Губу34 и Берга, хирдмана Хакона конунга. С тех пор исландцы никогда не возражали против того, чтобы слушать послания и запреты Магнуса конунга35. Они подчинились ему с большей охотой, чем его отцу, Хакону конунгу.

По осени собрался Магнус конунг на север в Трандхейм36, но задержался. Справил он мессу всех святых37 в Лейрголе, а оттуда поехал к Сильду, затем на Селью, и так на север к Эйду38. А королева Маргрет39 плыла по морю на корабле, и встретились они в Стейнваге40.

Тогда, когда Магнус конунг находился в Стейнваге, увидели люди, что огонь горит в той стороне, где море. Конунг сказал, что на Гицке41 горит усадьба, и созвал людей ехать на помощь, сказав, что негоже лежать и ничего не сделать для того, чтобы спасти постройки или людей, если это возможно. Йон Дважды Бритый42 был казначеем на корабле; он и поехал, а с ним по два человека от каждого весла, и был им попутный ветер. Им удалось спасти новую усадьбу, построенную по приказу Николаса43, а старая сгорела. После этого поехали они с Йоном назад и оказали большую помощь жителям Гицки.

Потом поехал Магнус конунг на север в Трандхейм и взошел на шхуну факельщиков. Он отправился в Рейн44 и королева Маргрет вместе с ним, а королевский корабль шел под Хольм45, и там устроились на неприютный ночлег. Магнус конунг выплыл утром и не мог оставаться в Хольме. Он двинулся внутрь реки прочь от побережья и там оставил корабль, а люди спустились на сушу со всем добром.

Той осенью скончался Николас с Гицки, и закончился на этом род с Гицки, который шел от Арни Армодссона46, хотя и осталась у Николаса дочь по имени Маргрета, и она была матерью …47 Такой выбор (партия) в то время считался наилучшим в стране, как из-за знатности рода и владений, так и из-за красоты.

Магнус конунг провел зиму в Трандхейме, и это был второй год его правления48. Зимой после Йоля49 прибыл в Трандхейм брат Маврикиус и те, кто вместе с ним ездили в Скотланд. Они рассказали Магнусу конунгу свои новости так, как уже говорилось.

О том, как Магнус конунг поехал в Бьёргун

Весной Магнус конунг отправился в Бьёргун и прибыл туда после Пасхи. Тогда он послал в Скотланд епископа Гиллиберта50 и сира Аскатина, так, как попросил конунг скотов. Сначала они поехали в Энгланд51, на юг в Линн52. В то время в Энгланде шла большая война53. Тем летом погиб Симон Изменник54. Затем поплыли они с епископом на север в Йорк55 и пробыли там некоторое время.

Осенью, когда Эгмунд Вороний Танец и другие с ним прибыли на Оркнейские острова, скоты уехали за данью к катанесцам; а когда скоты вернулись, пришел к ним гер56 Дуфгаль57 и убил у них много народа, забрав большую выручку, которая у них была с собой. Он убил там лагмана58 скотов. Тем летом уехали скоты на Южные острова со своим войском и присоединились к скоту Энгусу в Иле59, и многие из тех, кто следовал за Хаконом конунгом, когда он был на Южных островах. Они все отправились на юг на Мэн и вынудили Магнуса, своего господина, на клятву себе, а гер Дуфгаль был осторожен на своем корабле, и они его не схватили. Но следующей весной он вернулся на Оркнейские острова и собрал войско. Поехал с ним тогда Эйрик, его сын, Эйрик Парнишка и Йо(а)н Бык. У них было три корабля. Они поехали тогда…

[Последний лист]

…зиму после Йоля. Той зимой во время Йоля Магнус конунг по совету с епископом Аскатином назначил провоста60 Апостольской церкви в Бьёргуне61 и братьев, и привело это затем к пребенде62 и большому богатству.

После Йоля Магнус конунг заболел так сильно, что велел причастить себя63. В тот же год папой стал Григорий64. В тот же год скончались многие благородные хёвдинги65: Хейнрек, конунг энглов66, и Рикард конунг, брат его67, в Алиманнии68, и герцог Эйрик с юга69.

Следующим летом70 собрался Магнус конунг в поездку из Бьёргуна на восток к Эльфу71 и желал встретиться с Вальдимаром, конунгом свеев72, как они условились. Он прибыл в Конунгахеллу73 накануне поздней мессы Марии74 и жил там до мессы Матфея75. Вальдимар конунг так и не приехал на встречу, и поехал Магнус по своему усмотрению наверх в Свиавельди76. Магнус конунг и не думал ждать его; отправился он потом на север в Тунсберг77 и готовился там зимовать.

В то время сильно ослабело расположение народа к Вальдимару конунгу в Свиарики78 по сравнению с тем, как было при жизни Биргира Ярла79. Было их тогда четыре законнорожденных сына: Вальдимар конунг, герцог Магнус80, принц Эйрик81 и Бенедикт, который был клириком82. О нем ходили такие слухи, что он должен стать архиепископом, а принц Эйрик, считали, не получит ничего, и Эйрик считал себя обделенным83. Он уехал в Данмёрк84 и находился там какое-то время у конунга данов85. Но в это время он уже вернулся, и конунг, его брат, заподозрил его кое в чем86. Вальдимар конунг велел тогда схватить Йона Филиппуссона87 в церкви и держать взаперти. Потом Вальдимар конунг послал весточку на север в Тунсберг Магнусу конунгу и хотел любым способом с ним встретиться, там, куда Магнус конунг пожелает прийти на встречу с ним. Но Магнус конунг не хотел ехать дальше Борга88, и назначили встречу там89.

За день до того, как Вальдимар конунг отправился на встречу, принц Эйрик попросил отпустить его выехать поразвлечься. А когда конунг позволил это, поскакал Эйрик на север в Норвегию и с ним пажи. Он нашел Магнуса конунга на востоке в Варне90, когда тот ехал на встречу в Борг. Магнус конунг хорошо его принял, и принц Эйрик отправился вместе с ним на встречу.

Потом Магнус конунг принял участие в примирении между братьями, и примирил, таким образом, Йона Филиппуссона с Вальдимаром конунгом. Они собирались встретиться в Скаре91, и двенадцать человек должны были принести клятву об их примирении92. А в заложники93 был взят тогда Бои Простачок94, который остался с Магнусом конунгом на некоторое время. Магнус конунг выказал Вальдимару конунгу большое расположение и послал епископа Арни из Скалахольта95 и других добропорядочных людей ему навстречу. Вальдимар конунг проводил с Магнусом конунгом все то время, когда они были вместе. И был устроен великолепный пир. И все шло самым дружелюбным образом, и было сказано много значительных вещей, того, о чем мы не пишем. Магнус конунг дал Вальдимару конунгу достойные подарки, когда они расставались, и послал Олава из Стейни96 и других добрых людей с Вальдимаром конунгом на восток в Скару, чтобы услышать клятву, которую должны будут принести для примирения братья и Йон Филиппуссон, переданный им тогда Магнусом конунгом по воле Вальдимара конунга. Но клятвы их были произнесены не так, чтобы понравиться тем, кто должен был наблюдать, и привело это к еще большим разногласиям между свеями97.

Магнус конунг со встречи в Борге поехал в Тунсберг и остался там, потому что наступила зима. Это был десятый год его единовластного правления98. В тот год в Данмёрке было очень неспокойно между Эйриком, конунгом данов99, и германцами100. Составил тогда конунг данов весточку для Магнуса конунга, взывая к его дружбе и верности, и тот хорошо это принял и послал ответную записку. И все шло хорошо в переписке конунгов. Той зимой Эйрик, конунг данов, захватил лучшую часть кораблей германцев.

Весной конунг выехал из Тунсберга, когда закончил свои дела…[текст попорчен]…много людей… Лидандиснес101, приехал к нему Йон Филиппуссон с небольшой свитой и сказал, что Вальдимар конунг прогнал его из страны, и это не соответствует тому, что он обещал Магнусу конунгу в Борге. Поехал он затем вместе с конунгом в Бьёргун.

Магнус…

Магнус конунг провел лето в Бьёргуне и велел выполнять то решение, которое он принял ранее, зимой, в Тунсберге. Затем он созвал всех своих сюслуманов102 в Вике103 на мессу Павла104 и вел переговоры с ними. Он тогда постановил, чтó каждый из них должен получать с каждой сюслы105, в то время, когда он не хотел быть… [пропущено два или три слова — прим. изд.], и то же самое те люди, которые держат его лены. Затем прибыл в Бьёргун архиепископ Йон106 и все викарные епископы, которые были в стране. Собрались там и бароны, и все несколько лендрманов107. Через два дня после мессы Петра108 Магнус конунг собрал хирд109 в летних покоях110 и открыто высказал то решение, которое он хотел принять в отношении титула своего сына111. Он тогда же разъяснил своим людям тот обычай, которому, как ему хотелось бы, они следовали при ношении оружия и прочего112.

На следующее утро наступил канун мессы Отца и Сына113 в Апостольской церкви, и Магнус конунг в те времена служил мессу рано утром, а принцы — вечернюю мессу в Церкви Иисуса Христа и Святого Духа114. А потом устроили тинг на дворе Церкви Иисуса Христа и решили так, как сказал конунг раньше на собрании…[более одной строчки не читаются — прим. изд.] …и обрадовался конунгу. Затем Виглейк Окольничий115 выступил по поручению хирда. Потом говорил архиепископ и напомнил им о горе, которое перенесли все норвежцы116 в связи с кончиной принца Олава, сына (Магнуса) конунга117, и каждому хотелось, чтобы всемогущий Бог ниспослал радость всему народу Норвегии, и… [одно слово не читаемо — прим. изд.] та собственность, которую он унаследовал [два слова не читаются — прим. изд.], и говорил там долго и красноречиво. После этого произнес конунг искусную речь и закончил тем, что он дал своему сыну Эрику титул конунга, а Хакону — титул герцога118. Затем они пошли к раке святой Суннифы119 и положили свои руки…


Библиография

Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). М., 1994.

Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.). М., 1993.

Исландские саги / Под. ред. Циммерлинга А. В., М. 2000.

История Дании с древнейших времен до начала XX века. М., 1996.

История Дании. М., 2007.

История Европы. Средневековая Европа. М., 1992.

История Норвегии. От викингов до наших дней. М., 2003.

Йоун Р. Хьяульмарссон. История Исландии. М., 2003.

Мелин Я., Юханссон А., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.

Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения. М., 1986.

Новый энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. С.-Петербург-Петроград.

Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980.

Хроника Эрика. Выборг, 2004.

 

Byock J. L’Islande des Vikings. Paris, 2007.

NGL — Norges Gamle Love / Udg. Keyser R., Munch P. A. Christiania, 1846, 1848, 1885, 1895.

KHLM — Kulturhistorisk leksikon for nordisk meddelalder fra vikingtid til reformasjonstid. Malmö, 1956–1978

Norsk Biografisk Leksikon. Oslo, 1923–1969.

Saga Hákonar konúngs Hákonarsonar // Fornmanna Sögur. Kbh, 1835. Bd. IX–X.

Store norsk leksikon — www.snl.no


Приложение 1.

Магнус VI Хаконарсон. Кафедральный собор в Ставангере.

(Автор фотографии: Г. Хадланд)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/King_Magnus_VI_of_Norway._Stavanger_Cathedral_blank.png

Приложение 2.

Берген, кон. XIII в.

Приложение 3. Норвегия в XIII в.


Примечания

1 Jørgensen J. G. Sturla Tordsson / www.snl.no/.nbl_biografi/Sturla_Tordsson/utdypning.

2 Hødnebø F. Magnus lagabøters saga // KHLM. Bd. XI. Malmö, 1966. S. 237.


1 Хакон IV Хаконарсон Старый (1217–1263), норвежский король, отец короля Магнуса VI Хаконарсона (Исправителя Законов), внук короля Сверрира; в его правление закончились Гражданские войны в Норвегии, было завершено объединение страны. Хакон проводил активную внешнюю политику. В конце его правления Исландия признала свою зависимость от норвежской короны. Хакон начал ревизию областных законов, завершенную его сыном Магнусом. Об этом короле сложена одноименная сага (Saga Hákonar Hákonarsonar). Его имя упоминается также в «Саге о Посошниках» (Soga om birkebeinar og baglar: Böglunga sögur / Utg. Magerøy H. // Norrøne tekster 5. Oslo, 1988. Bd. 2), в «Саге о Стурлунгах» (Sturlunga saga), в тексте законов «Ландслов», а также в «Хронике Матвея Парижского» (Matthæi Parisiensis Chronica majora / Ed. Luard H. R. // Rerum Britannicarum medii aevi scriptores 57. London, 1872–83. Vol. 7). Летом 1263 г. Хакон предпринял военный поход к берегам Шотландии и скончался во время этой операции на Оркнейских островах. См. также прим. 9.

2 Западные земли (Vestrlönd) — так скандинавы называли Британские острова.

3 В это время в Англии шла Гражданская война (1263–1265). См. также прим. 53.

4 После смерти архиепископа Эйнара в 1263 г., каноники выбрали аббата Биргира из цистерцианского монастыря на острове Таутра (Трондхеймсфьорд, Центральная Норвегия) новым архиепископом. Такой выбор шел вразрез с желанием короля Магнуса, который стремился контролировать лично избрание нового прелата. Этим объясняется нежелание Магнуса встречаться и беседовать с Биргиром, когда тот приехал в Берген, хотя Стурла Тордарсон смягчает конфликт и объясняет отказ в утверждение Биргира на архиепископском престоле его монашеским постригом. Папа назначил группу из четырех норвежских аббатов для выбора нового главы норвежской церкви. В результате архиепископом стал епископ Хакон из Осло, чья кандидатура была одобрена королем.

5 Нидарос — название города Тронхейм в Северо-Западной Норвегии как религиозного центра, столицы архиепископства.

6 Эйнар Гуннарсон Масляный Зад (Einar smjórbak), сын лагмана Гуннара Волосатый Зад, занимал архиепископскую кафедру в Нидаросе в 1255–1263 гг. В источниках впервые упоминается в связи с коронацией старшего сына Хакона Старого Хакона Юного (1240), скончавшегося в 1257 г. Эйнар участвовал в дипломатической миссии в Швецию к Биргеру Ярлу в конце 1240-х гг. Вместе с тем отношения Хакона Хаконарсона и архиепископа Эйнара оставались всегда напряженными, в немалой степени и в связи с тем, что архиепископ был выбран клиром без совета с королем. Однако с Магнусом Хаконарсоном отношения были более дружественными. В 1261 г. архиепископ Эйнар обручил короля Магнуса и датскую принцессу Ингеборг Эриксдоттер, а затем и короновал их. Церемония проходила в Бергене. Об архиепископе Эйнаре говорится также в «Саге о Хаконе Хаконарсоне». Некоторые исследователи предполагают, что именно он мог быть автором «Королевского Зерцала» (Paasche F. Norsk litteraturhistorie. 1924. Bd. I).

7 В 1257 г. Магнус Хаконарсон был провозглашен соправителем своего отца, Хакона Хаконарсона. Таким образом, в течение шести лет, до смерти Хакона Хаконарсона в 1263 г., в Норвегии было два конунга.

8 Бьёргун — город Берген в Юго-Западной Норвегии (область Южный Хёрдаланд), основан в 1070 г. В 1164 г. в Бергене состоялась первая в Норвегии коронация. Благодаря выгодному местоположению и активной торговле город стал главной королевской резиденцией при Хаконе Хаконарсоне.

9 Хакон Хаконарсон скончался во время военного похода против Шотландии на Оркнейских островах в декабре 1263 г. Его тело сначала было захоронено в соборе св. Магнуса в Киркуолле на Оркнейских островах. Весной на одном из немногих кораблей, уцелевших после зимних штормов, останки были перевезены в Норвегию и захоронены в Церкви Христа на территории королевской крепости Хольм в Бергене.

10 Магнус Хаконарсон приказал именовать высший слой норвежской аристократии — лендрманов — баронами в 1277 г., приравняв их к коронным вассалам в Англии. Таким образом, применительно к описываемому времени Стурла Тордарсон использует титул барона ретроспективно.

11 Не ясно, кто скрывается за термином «управляющие» (umboðsmenn). Согласно норвежским раннесредневековым законам, управляющие были зависимыми от короля людьми, следившими за порядком в королевских усадьбах и представлявшими интересы короля в тяжбах с местным населением.

12 Оркнейские острова были колонизированы норвежцами в эпоху викингов. Находясь между Норвегией и Британскими островами, они оказались яблоком раздора между двумя королевствами. Острова управлялись норвежскими ярлами, и, согласно «Саге об оркнейцах» (Orkneyinga saga), здесь рано сложилась система централизованного иерархического управления и военная структура.

13 Епископ Хейнрик (Хенрик) упоминается также в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» (Гл. 329) как епископ на Оркнейских островах.

14 Сир — титул (от древне-французского sire), обращение, используемое всегда в сочетании с именем персоны; с XIII в. было принято для духовных лиц, тогда как обращение «гер» (herre — «господин») для светских лиц.

15 Аскатин — епископ и первый норвежский канцлер. Согласно «Исландским Анналам», был англичанином. Свою политическую карьеру в Норвегии начал при дворе короля Хакона Хаконарсона «духовником» в королевском хирде (дружине). В источниках впервые упоминается в связи с дипломатической поездкой к германскому императору Фридриху II осенью 1250 г. («Сага о Хаконе Хаконарсоне»). Летом и осенью 1263 г. был послом в Шотландии и добился заключения мирного соглашения между Норвегией и Шотландией в Перте 2 июля 1266 г. В те же годы Аскатин вел переговоры с Англией о мире и торговых условиях для норвежцев, завершившиеся заключением договора в августе 1269 г. В связи с успехом проведенных им дипломатических миссий был пожалован титулом канцлера, впервые в Норвегии. Таким образом, в нашей саге он назван канцлером ретроспективно. В 1270 г. избран епископом Бергена. В 1276 г. принимал активное участие в разрешении политического конфликта в Швеции при участии норвежского короля Магнуса Хаконарсона. Скончался в 1277 г. в Бергене.

16 Скотланд (Skotland) — Шотландия.

17 Александр III (1241–1286) — шотландский король. Его дочь Маргрета была выдана замуж за Эрика, сына Магнуса Хаконарсона, в 1281 г.

18 Вражда между Шотландией и Норвегией началась в 1260-е гг. В 1266 г. по Пертскому миру Норвегия была вынуждена уступить Гебридские острова и о. Мэн и укрепила оборону Оркнейских и Шетландских островов. Шотландия заплатила Норвегии солидные отступные в размере 4000 марок и далее по 100 марок ежегодно в течение последующего десятилетия. Новое мирное соглашение было заключено только после договора о свадьбе шотландской принцессы Маргреты и норвежского принца Эрика в 1280 г.

19 Об этих событиях рассказывается в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» (Гл. 319).

20 Эгмунд Вороний Танец (Ögmund krækidanz) — лендрман из Восточной Норвегии, сюслуман в Оркдале в 1239 г., принимал участие в борьбе с ярлом (герцогом) Скули в 1239–1240 гг. на стороне короля Хакона Хаконарсона; ездил с дипломатической миссией в Шотландию в 1263–1264 гг. О нем говорится также и в «Саге о Хаконе Хаконарсоне».

21 Эйрик Дуфгальсон (Eirík Dufgalsson) (Эрик Дугалссон) — сын Дугала III, правителя Гарморана и северной части Гебридских островов. Дугал ориентировался на Норвегию против Шотландии и в 1248 г. принес в оммаж Хакону Хаконарсону свои владения. Когда в 1263 г. на Гебриды прибыл флот Хакона для восстановления норвежской власти в регионе, Дугал одним из первых правителей западного побережья Шотландии присоединился к норвежским войскам. Его единственный сын Эрик также принимал участие в этом походе.

22 Южные острова (Suðr eyjar) — Гебридские острова.

23 Хирдманы (hirðmenn) — королевские служилые люди, дружинники. Хирд — дружина — был неоднороден. Согласно «Уставу дружины» (Hirdskrá), составленному при Магнусе Хаконарсоне к 1277 г., хирд состоял из трех основных групп: собственно хирдманы, «гости» (gestir) и «факельщики» (kertissveinnar), аналог пажей.

24 Йоан (Йон) Бык (Jóan þióri) не упоминается в «Саге о Хаконе Хаконарсоне».

25 Эйрик Парнишка (?) (Eiríkr bósi) — в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» упоминается Торлауг Боси.

26 Катанес (Кейтнес) — область на севере Шотландии.

27 Летом 1263 г. Хакон Хаконарсон пришел к берегам Британии с огромным флотом, чтобы защитить подвластные ему острова. Однако с наступлением осени погода начала портиться, и у норвежцев закончилось продовольствие. Им пришлось совершить рейд вглубь Шотландии в поисках провизии. Об этом рассказывается в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» (Гл. 319).

28 Хёскульд Оддсон (Höskuldr Oddson) — нет другой информации.

29 Первые монастыри появились в Норвегии в XII в. Нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев прижились с этой стране с 1230-х г.

30 Халльвард Золотой Ботинок (Hallvarðr gullskórr) — норвежский хирдман и посыльный у короля Хакона Хаконарсона в Исландии в 1261–1264 гг.; свое прозвище получил, возможно, по названию дома на пристани Брюгге в Бергене; упоминается в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» и в «Саге о Стурлунгах».

31 В 1258 г. с целью политического подчинения Исландии своей власти король Хакон Хаконарсон назначил Гицура Торвальдсона, одного из «сторгоди», своим ярлом на острове, возвысив его тем самым номинально над другими вождями и нарушая принцип исландского равноправия. До этого титул исландского ярла получил Снорри Стурлуссон. «Сага об исландцах» Стурлы Тордарсона сообщает, что Гицур контролировал Северную и Южную четверти, а также Боргафьорд на западе. Однако Хакон, не доверяя Гицуру, в начале 1260-х гг. послал своих представителей вести переговоры напрямую с исландскими бондами. В 1262–1264 гг. королевские посланцы выступали на региональных тингах. Хакон предлагал упразднить «годорды» и «сторгоди», ссылаясь на постоянные конфликты между вождями. Переговоры закончились утверждением так называемого «Старого соглашения» (Gamli Sáttmalí) между исландцами и норвежским королем, согласно которому исландцы признавали власть сюзерена для поддержания мира на острове и соблюдения исландских законов.

32 Торвальд Тораринссон (Þorvarður Þórarinsson) (ум. 1296) — восточноисландский хёвдинг; в 1258 г. убил Торгильса Заячью Губу, посыльного Хакона Хаконарсона, но поехал в Норвегию и встретился с королем Магнусом Хаконарсоном в 1264 г. Вернулся в Исландию вместе со Стурлой Тордарсоном в 1271 г., привезя на остров новый королевский сборник законов «Железный бок» (Járnsíða). Позже он стал рыцарем и до конца своих дней оставался главнейшим королевским представителем на острове.

33 «Рики» (ríki) — области в Исландии, подвластные «сторгоди» — «большим вождям» (stórgoðar).

34 Торгильс Заячья Губа (Þorgils skarði) (Торгильс Бёдвардссон) — исландец, «сторгоди» в Исландии в 1240–50-е гг., находился на службе у Хакона Хаконарсона и был убит в 1258 г.; о нем была сложена одноименная сага (Þorgils saga skarða).

35 В 1271 г. Магнус Хаконарсон предложил исландцам сборник законов «Железный бок» (Járnsíða), созданный по образцу норвежского права и непопулярный в Исландии, однако согласился заменить его, что и произошло в 1280 г. Исландцы не так враждебно приняли короля Магнуса, по сравнению с Хаконом Хаконарсоном, поскольку Магнус сохранил определенную автономию острова.

36 Трандхейм (Trándheimr) (Нидарос; ныне город Тронхейм) — город и порт на берегу Тронхеймсфьорда в Северо-Западной Норвегии, основан в 997 г. Олавом Трюгвассоном, место захоронения Олава Святого. С 1152 г. церковная столица (резиденция архиепископа Нидаросского) и место коронования норвежских королей. Древняя часть города расположена на полуострове, образуемом р. Нид-Эльв.

37 Месса всех святых — 1 ноября.

38 Сильд (совр. Сильда) (Sílld) и Селья (Selja) — острова в заливе Сильдегап на западном побережье Норвегии в области Фьорды; Эйд (Eið) — локализовать труднее, так как поселение с таким названием существует на конце Нордфьорда, однако в таком случае оно будет находиться южнее Сильда и Сельи; Лейрголь (Leirgol) локализовать не удалось, предположительно поселение во Фьордах.

39 Королева Маргрет (1210–1270) — дочь ярла Скули Бардарсона, регента при короле Хаконе Хаконарсоне до 1220 г., супруга Хакона Хаконарсона и мать Магнуса Хаконарсона. Вдовствующая королева сопровождала своего сына Магнуса из Бергена в Тронделаг осенью 1264 г. в монастырь в Риссе и осталась там до своей смерти. О Маргрет говорится также в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» и в «Исландских Анналах».

40 Стейнваг (Steinvâgi) — поселение (?) в области Южный Мёр, Западная Норвегия.

41 Гицки (Gizki) (Гиске) — остров в области Брейдсунда (Южный Мёр), Западная Норвегия.

42 Йон Дважды Бритый (Jón tvískafinn) — нет другой информации.

43 Николас с Гицки упоминается также в «Саге о Хаконе Хаконарсоне».

44 Рейнский монастырь в Риссе, область Южный Тронделаг.

45 Хольм (Hólm) (Мункхольмен?) — остров с монастырем в Тронхеймсфьорде перед Тронхеймом, если плыть по фьорду.

46 В «Саге об Олаве Святом» «Круга земного» Арни Армодссон назван лендрманом Олава конунга; там же подробно рассказывается о его сыновьях, их брачных связях и участии в королевских походах.

47 В рукописи имя не прописано. (Прим. изд. С. 158.)

48 То есть 1265 г.

49 Йоль — 25 декабря — в христианское время Рождество было приурочено к языческому празднику Йоль, отмечавшемуся в середине зимы.

50 Епископ Гиллиберт из г. Хамара, епископской резиденции в Центральной Норвегии, упоминается также в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» (Гл. 329).

51 Энгланд (England) — Англия.

52 Линн (Linn) — город на восточном берегу Великобритании в графстве Северный Норфолк, расположен на берегу залива Уош, у места впадения в залив двух рек.

53 После конфликта с баронами и папой римским в 1250-е гг. Генрих III Плантагенет, английский король, подобно своему отцу, Иоанну Безземельному, был вынужден клятвенно заключить договор с баронами о регулярном созыве парламентов, а также ещё раз подтвердить Великую хартию вольностей. Однако в 1262 г. папа разрешил его от этой клятвы, и началась гражданская война. Войска баронов под предводительством Симона де Монфора разгромили армию Генриха и его сына Эдуарда при Льюсе 14 мая 1264 г.; отец и сын попали в плен, содержались под домашним арестом, а в это время Монфор правил Англией как диктатор и разослал во все города своих представителей. Однако Эдуард бежал из плена, в 1265 г. вновь встретил Монфора на поле брани, и в бою при Ившеме тот погиб; Генрих был освобождён и прежний режим восстановлен.

54 Симон Изменник (Símon misfort) — Симон де Монфор, граф Лестерский, один из руководителей баронской оппозиции английскому королю Генриху III. Пытался ограничить королевскую власть в пользу баронов. Монфор и его сторонники одержали победу над сторонниками короля при Льюисе (14 мая 1264 г.). Став лордом-протектором Англии, в январе 1265 г. он созвал первый парламент, положивший начало сословному представительству в Англии. Погиб в битве с королевскими войсками при Ившеме 4 августа 1265 г.

55 Йорк — город в Северо-Западной Англии, столица норманнского королевства в эпоху викингов.

56 См. прим. 14.

57 Дуфгаль (Dufgall) (Дугал) — В 1264 г. после вторжения шотландской армии в Аргайль, Дугал III, король Островов, предпринял поход в Кэйтнес (Катанес), разорив королевские земли и истребив множество шотландцев, о чем сообщают «Ирландские анналы». См. также прим. 21.

58 Лагман (lögmaðr) — законоговоритель, знаток права, в древние времена объявлял законы и судебные решения на тингах — племенных собраниях.

59 Иль (Il) — не локализованный топоним на Гебридских островах.

60 Провост — ректор.

61 Апостольская церковь в Бергене находилась на территории королевской усадьбы в крепости Хольм. Это была деревянная церковь с ризницей и крытыми галереями, где дружинники, направляясь к мессе, оставляли оружие.

62 Пребенда (лат.) — в католической церкви доход духовенства с земель, домов, церковных сборов, треб и проч.

63 Короля причастил епископ Аскатин.

64 Григорий Х (Gregorius), папа Римский с 1271 по 1276 гг.

65 Хёвдинг — предводитель знатного и древнего происхождения; здесь, скорее, в значении «правитель».

66 Хейнрек, конунг энглов — английский король Генрих III Плантагенет (1216–1272).

67 Рикард конунг — Ричард, сын Иоанна Безземельного и брат короля Англии Генриха III, граф де Пуатье; трижды был регентом Англии. В 1257 г. принял предложенную ему кёльнским архиепископом и другими князьями немецкую корону. Когда в Англии началась междоусобная война, Ричард выступал на стороне своего брата Генриха III. Умер 2 апреля 1272 г.

68 Алимания — Германия.

69 Эрик I, герцог Шлезвига. Умер в 1272 г.

70 То есть летом 1273 г.

71 Эльф — р. Гёта-Эльв, с древнейших времен считалась естественной границей между Норвегией и Швецией. Свое название получила по имени шведского племени гаутов (ётов), поселившегося у ее берегов.

72 Вальдимар (Вальдемар) (1240–1302) — шведский конунг в 1250–1275 гг., сын Биргера Ярла, племянник шведского короля Эрика Эрикссона, был избран королем родом Фолькунгов. После смерти Биргера Ярла начинается его вражда с братьями Магнусом (Ладулосом) и Эриком, закончившаяся победой братьев над Вальдемаром в битве при Хуве в Вестергётланде и избранием Магнуса королем Швеции.

73 Конунгахелла — город в устье р. Гёта-Эльв, возникший в XI в. (?) и ставший королевской гаванью и южным форпостом Норвегии.

74 Поздняя мессы Марии — 15 августа.

75 Месса Матфея — 21 сентября.

76 Швеция могла обозначаться тремя названиями — Свиарики (Svíaríki) — букв. «государство свеев», возможно, наиболее позднее из трех названий; Свитьод (Svíþjóð) — «народ свеев» (топоним возник как обозначение Средней Швеции, области проживания племени свеев, в противоположность Ёталанду — «Земле ётов») и Свиавельди (Svíaveldi) — «держава свеев», включавшая в себя Свеаланд, Ёталанд и острова Эланд и Готланд (Джаксон: 1993. С. 64). В нашем тексте используется только два топонима: Свиарики и Свиавельди, под которыми понимается объединенное государство шведского короля. Поскольку Магнус ехал из самой южной точки Норвегии на границе со Швецией (внизу на карте), то его движение обозначено как «наверх в» Швецию, а потом «на север» в Тунсберг, поскольку Тунсберг находится севернее Конунгахеллы.

77 Тунсберг (Tunsberg) (ныне Тёнсберг) — город на западном берегу Осло-фьорда, один из старейших в Норвегии, основан в IХ веке.

78 См. прим. 76.

79 Биргир Магнуссон (Биргер) — королевский ярл в Швеции с 1248 г., командующий ледунгом (ополчением), происходил из знатного рода, называемого родом Фолькунгов, был соправителем своего сына Вальдемара и фактическим правителем Швеции до своей смерти в 1266 г. Провел несколько законодательных инициатив.

80 Магнус Биргерсон, брат шведского короля Вальдемара. Избран королем Швеции у камня на лугу Мура после победы над Вальдемаром в битве при Хуве в 1275 г. Получил прозвище Ладулос за отмену принудительного постоя, провел ряд других законов. Умер в 1290 г.

81 Эйрик (Эрик) — брат шведского короля Вальдемара и Магнуса Ладулоса. Участвовал в битве при Хуве в июле 1275 г. против Вальдемара на стороне Магнуса. Скончался в том же году.

82 Бенедикт Биргерсон (Бенкт) (1254—1291) — архидьякон Линчёпинга, епископ Линчёпинга и Финляндии с 1286 г. Упоминается также в «Хронике Эрика» (Стр. 658).

83 Об этих событиях говорится и в «Хронике Эрика» (Стр. 562). Эрик назван «пустышкой».

84 Данмёрк (Danmörk) — Дания.

85 Конунг данов — датский король, в это время в Дании правил Эрик Глиппинг (1259–1286).

86 В «Хронике Эрика» говорится о поездке Магнуса Биргерсона в Данию. Этот факт подтверждается письмом датского короля Эрика Глиппинга от 1275 г., в котором он обещает Магнусу и Эрику сто воинов в полном вооружении против их брата Вальдемара. Войска возглавлял Эрик, а Магнус примкнул к ним только в Швеции. Битва между братьями состоялась в июле 1275 г.

87 Йон Филиппуссон (Юхан Филпуссон) упоминается также в «Хронике Эрика» (Стр. 1046), где он назван «верным человеком» Фолькунгов, представителем партии «стурманов» («больших людей»). В этом месте хроники речь идет о совете в Скаре. В конце 1279 г. после поднятого им мятежа против короля Магнуса Биргерсона Йон был казнен.

88 Борг (Сарпборг) (Borg) — город в Норвегии на Восточном берегу Осло-фьорда, основан около 1000 г.

89 В июле 1275 г. Магнус Биргерсон и Эрик Биргерсон нанесли поражение Вальдемару в битве при Хове. После этого ему пришлось бежать в Норвегию. Вскоре он вернулся, но был вынужден отречься от короны в пользу своего брата Магнуса.

90 Варна (Vörna) — город на восточном берегу Осло-фьорда, чуть севернее Тёнсберга с противоположной стороны фьорда и севернее Борга.

91 Скара (Skara) — город в Средней Швеции, центр епархии Скара.

92 Согласно древнескандинавским законам, в частности норвежским, в наиболее серьезных делах клятву приносили двенадцать человек, максимальное число соприсяжных.

93 Брать заложников для гарантии соблюдения соглашения было древней традицией.

94 Бои Простачок (Bói galinn) — о нем нет другой информации.

95 Вероятно, речь идет об исландском епископе Арни, скончавшемся в 1298 г. О нем сложена одноименная сага (Árna saga biskups).

96 Олав из Стейни (Ólaf af Steini) — о нем нет другой информации.

97 В 1276 г. Вальдемар уехал в Данию искать помощи у датского короля против своего брата.

98 То есть 1274 г. При сопоставлении с событиями в Швеции, подтверждаемыми «Хроникой Эрика» и папскими письмами, обнаруживается неувязка в один год, если считать, что Стурла Тордарсон описывал вышеозначенные события. Рассказчик не распространяется о том, о чем говорили короли. Но в результате переговоров Магнуса Хаконарсона и Вальдемара была официально маркирована граница между двумя государствами, о чем был составлен договор (NGL. Bd. 2).

99 Эйрик (Эрик V Глиппинг) — король Дании (1259–1286).

100 После смерти своего двоюродного брата герцога Эрика Шлезвигского в 1272 г. датский король Эрик V Глиппинг в качестве сюзерена стал опекуном его малолетних сыновей. Это привело к конфликту с Голштинским домом.

101 Лидандиснес (Líðandisnes) — мыс в области Агдир, самая южная точка Норвегии.

102 Сюслуманы — королевские чиновники, управляющие административной единицей — сюслой. Сюслуманы появились во второй половине XII в., а в XIII в. они стали играть важную роль в местной администрации, исполняя различные функции (фискальные, юридические и военные), напоминали английских шерифов. К концу XIII в. в стране было около пятидесяти сюслуманов.

103 Вик (Vík) — область на юго-востоке Норвегии.

104 Месса Павла — 25 января.

105 Сюсла — мелкие территориально-административные округа, контролируемые королевскими чиновниками — сюслуманами.

106 Йон Рыжий — архиепископ в 1268–1282 гг. Принимал активное участие в законодательной реформе Магнуса Хаконарсона. Добивался независимости церкви и расширения церковной юрисдикции, что было подтверждено Тёнсбергским конкордатом в 1277 г. Вместе с епископом Арни из Скалахольта разработал новые церковные законы для Исландии, принятые в Скалахольтском диоцезе в 1275 г. После смерти Магнуса Хаконарсона был изгнан из Норвегии и умер в Скаре в Швеции. О его деятельности упоминают «Исландские Анналы» и «Сага о епископе Арни».

107 Лендрманы — служилые люди короля, получавшие за свою службу лен в кормление и в управление. Лендрманы появились в XI в., и изначально титул и положение лендрмана не было наследственным. В течение XII в. лендрманы слились с аристократией и заняли высшее место в ряду служилых людей короля после ярлов. В правление Магнуса Хаконарсона в стране насчитывалось около пятнадцати лендрманов, и с 1277 г. их стали называть баронами.

108 Месса Петра — 29 июня.

109 См. прим. 23.

110 Между 1247 и 1261 гг. Хакон Хаконарсон перестроил старую крепость Хольм в Бергене в королевский замок Бергенхус. Королевский дворец был трехэтажный. На третьем этаже находился большой церемониальный зал. Бергенхус — самое большое средневековое здание в Норвегии светского характера.

111 На государственном собрании в Бергене в 1273 г. сыновья Магнуса Хаконарсона Эрик и Хакон провозглашены соответственно королем и герцогом, был принят новый закон о престолонаследии и конкордат между королем и церковью, подписанный архиепископом Йоном Рыжим.

112 В это же время в королевской канцелярии в Бергене шла активная работа по ревизии древненорвежких областных судебников, разработке нового городского права и «Устава дружины».

113 Троица (?). В таком случае происходит несовпадение в днях, так как Троица отмечается весной, а не летом, вместе с тем в саге до этого говорилось об июньской мессе св. Петра.

114 Церковь Иисуса Христа и Святого Духа (Церковь Христа) на территории старой королевской крепости Хольм была кафедральным собором Бергена.

115 Виглейк Аудунсон Окольничий занимал место королевского окольничего вместе с Олавом Рагнридсоном и Аудуном Хюглейксоном. В обязанности окольничих входило управление королевскими конюшнями и выездами. Окольничий руководил хирдом, судил тяжбы между членами хирда и объявлял королевские указы на тингах. Виглейк Окольничий принимал непосредственное участие в законодательной реформе Магнуса Хаконарсона.

116 Примечательно использование термина «noregs menn» (норвежцы) для обозначения национальной общности, объединенной одной властью.

117 Олав Магнуссон умер ребенком. У Магнуса Хаконарсона и Ингеборг было четверо детей, но только двое дожили до взрослого возраста — Эрик и Хакон.

118 См. прим. 111.

119 Св. Суннифа (Гуннифа); ее реликварий хранится в Бергене, а месса приходится на 8 июля — месса святых из Сельи.

© Перевод и примечания: М. В. Панкратова