Виктор Халипов

Категория недели в системе
англосаксонского языческого календаря

Древний языческий календарь, которым англосаксы пользовались на протяжении столетий, с принятием христианства был вытеснен юлианской системой летоисчисления. Реконструировать его основные категории позволяет фундаментальный труд Бэды Достопочтенного (673–735) «De Temporum Ratione» («О счете времени»), работа над которым была завершена им в 725 г. [1].

Основанной единицей измерения циклического времени был год, состоявший из восьми одинарных 28-дневных и двух двойных 56-дневных лунных месяцев; кроме того, каждый третий год добавлялся один дополнительный тринадцатый месяц. Год делился на два сезона — «лето» (примерно с конца декабря по конец июня) и «зиму» (с конца июня по конец декабря). Временные категории, соответствующие современным понятиям «весна» и «осень» отсутствовали.

Годы объединялись в 19-летние циклы1; в свою очередь совокупность девятнадцати таких циклов (361 год) составляла полный цикл мифологического времени, завершавшийся битвой богов с хтоническими чудовищами и гибелью мира. Последний год каждого 19-летнего цикла мыслился как прообраз года грядущей мировой катастрофы, одновременно предвещающий и героические, и трагические события.2

Месяц делился на четыре недели; сутки начинались и заканчивались в момент заката солнца. Первые (Sunnandaeg) и вторые (Monnandaeg) сутки каждой недели были посвящены архаическим общеиндоевропейским астральным божествам (Солнцу <*s(a)uel-n-> и Месяцу <*me-n-s> соответственно); третьи (Tiwesdaeg), четвертые (Wodnesdaeg), пятые (Thunresdaeg) — англосаксонским богам войны (соответственно Тиву [Тиру], Водену и Тюнору), шестые (Frigesdaeg) — англосаксонской богине Фриг, седьмые (Sæterdaeg) — Сатурну, божеству римского происхождения.

Эти англосаксонские номинации компонентов недели, связанные с языческими божествами, оказались весьма устойчивыми и легли в основу названий дней недели в современном английском языке:

День недели Англосаксонское название Современное английское название
Понедельник Monnandaeg Monday
Вторник Tiwesdaeg Tuesday
Среда Wodnesdaeg Wednesday
Четверг Thunresdaeg Thursday
Пятница Frigedaeg Friday
Суббота Sæterdaeg Saturday
Воскресенье Sunnandaeg Sunday

Сутки в древнеанглийском календаре состояли из двух частей — ночи (niht), длившейся от заката до восхода, и дня (daeg), продолжавшегося от восхода до заката; временные категории, соответствующие современным понятиям «утро» и «вечер» отсутствовали. Каждому божеству были посвящены 2 периода недели (ночь и день), следовавшие друг за другом; общий счет времени осуществлялся не по дням, а по ночам.

В целом система этого 14-компонентного недельного цикла в сопоставлении с современной может быть описана следующим образом:

Характер наименований дней древнеанглийской недели обнаруживает четкие параллели с номинациями дней недели в римском календаре:

День недели Англосаксонское название Латинское название
Понедельник Monnandaeg
(день Луны)
dies Lunae
(день Луны)
Вторник Tiwesdaeg
(день Тива)
dies Martis
(день Марса)
Среда Wodnesdaeg
(день Водена)
dies Mercur
(день Меркурия)
Четверг Thunresdaeg
(день Тюнора)
dies Jovis
(день Юпитера Иовиса)
Пятница Frigedaeg
(день Фриг)
dies Veneris
(день Венеры)
Суббота Sæterdaeg
(день Сатурна)
dies Saturni
(день Сатурна)
Воскресенье Sunnandaeg
(день Солнца)
dies Solis
(день Солнца)

Беда Достопочтенный усматривает здесь прямое влияние латинской культуры; вслед за ним многие авторы полагают, что сама семидневная неделя как таковая — сравнительно поздний элемент традиционных календарей германских народов, заимствованный ими у их южных соседей. Согласно этой точке зрения, древние англосаксы в целом приняли римскую неделю и лишь заменили в наименованиях дней античных богов (кроме Сатурна3) на наиболее почитаемых из местных.

При данной трактовке логика соотнесения этих мифологем может быть описана следующим образом. Тив и Марс обнаруживают ряд важных функциональных параллелей как боги войны. Воден схож с Меркурием4 высоким интеллектом, хитростью и причастностью к тайным знаниям. Тюнор и Юпитер сопоставимы как персонажи, обладающие наибольшей среди всех богов мощью и силой. Фриг и Венера — прекраснейшие из богинь своих пантеонов.

В то же время астрономические объекты, связь с которыми обнаруживают соответствующие дни недели в англосаксонском и римском календарях, не вполне совпадают. В римском варианте это Солнце, Луна и пять планет солнечной системы, доступные наблюдению невооруженным глазом и, вследствие этого, известные с древнейших времен (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). В англосаксонском варианте это Солнце, Луна, две планеты (Венера и Сатурн), две звезды (Полярная и Сириус) и Млечный путь [6, 176]:

День недели Астрономический объект
Римская неделя Англосаксонская неделя
Понедельник Луна Луна
Вторник Марс Полярная звезда
Среда Меркурий Сириус
Четверг Юпитер Млечный путь
Пятница Венера Венера
Суббота Сатурн Сатурн
Воскресенье Солнце Солнце

Некоторые исследователи [7], [8] ошибочно соотносят Вторник/Tiwesdaeg с планетой Марс, вероятно, вследствие схожести функций Тива и Марса как богов войны. В то же время фрагмент Англосаксонской рунической поэмы, посвященный «» — руне Тива, однозначно указывает на то, что это божество не только четко соотнесено с Полярной звездой, но и, возможно, вообще изначально мыслилось не как антропоморфный однорукий бог-воин, а непосредственно как данный астрономический объект.5

Возможно, изначально англосаксонская неделя состояла из 24 компонентов (14 дней и 14 ночей) и, таким образом, равнялась половине лунного месяца. На это, например, косвенно указывает наличие временной категории «fortnight» («четырнадцать ночей»), до сих пор сохранившейся в современном английском языке [10, 234].

Список литературы

  1. Beda Venerabilis. De Temporum Ratione. http://www.fh-augsburg.de/~harsch/Chronologia/Lspost08/Bede/bed_rat0.html
  2. Майстров Л.Е. Рунические календари.// Историко-астрономические исследования. Вып. VIII. — М.: «Физматгиз», 1965.
  3. Orchard, A. Dictionary of Norse Myth and Legend. London: «Cassell», 1998.
  4. Alexander, M. The Earliest English Poems. A Bilingual Edition. California: «University of California Press», 1970.
  5. Davidson, H.R.E. Gods and Myths of Northern Europe. New York: «Penguin», 1990.
  6. Magnus O. A Description of Northern Peoples: 3 vols. London: «Hakluyt Society», 1996.
  7. Галь, Н. Слово живое и мертвое. Из опыта переводчика и редактора. М.: «Книга», 1987.
  8. Pennick, N. The Secret Lore of Runes and other Ancient Alphabets. London: «Rider», 1991.
  9. The Rune Poem. Verse Indeterminate Saxon. // http://www.georgetown.edu/labyrinth/library/oe/texts/a12.html
  10. The Cambridge history of the English language. Cambridge: «Cambridge University Press», 1992.

Примечания

1 В античной традиции известные как «метоновы циклы», названные так по имени греческого ученого Метона, вычичслившего, что открывшего в 432 году до нашей эры, что в 19 солнечных годах содержится ровно 235 лунных месяцев [2, 16].

2 Так, например, гибель многих легендарных героев и правителей англосаксонской эпической традиции — Беовульфа, Оффы, Венделя — приходится именно на последний год 19-летнего цикла. Более того, общая продолжительность жизни героя обычно является кратной 19 (76 лет у Беовульфа, 19 лет у Венделя [3, 39], 57 лет у Оффы).

3 Сатурн — единственный из римских богов, воспринятый (хотя и в достаточно своеобразной христианизированной интерпретации) древнеанглийской культурной традицией. Реконструкция данной мифологемы возможна на основе диалогов «Salomon and Saturnus» («Соломон и Сатурн») [4] — памятника англосаксонской религиозной поэзии VI века.

4 А в еще большей степени — с соответствующим ему Гермесом Трисмегистом [5].

5

Tír biþ tána sum · healdeþ tréowa wel
wiþ æþelingas · á biþ on færelde
ofer nihta genipu, · næfre swíceþ [2, 99].