Сага о Кнютлингах

Knýtlinga saga

1.

Харальда сын Горма1 избрали конунгом Дании после его отца; он был могучим конунгом и великим воином. Он завладел Хольтсеталандом в Саксланде, и было у него большое ярлство в Виндланде. Он велел построить там Йомсборг и посадил там большое войско; он установил им жалование и закон, а они завоевали для него эту страну; летом они отправлялись в поход, и зимой сидели дома; их называли йомсвикингами.

Конунг Харальд сын Горма устроил предательство и гибель конунга Харальда сына Гуннхильд2, конунга Норвегии, когда тот пал у Хальса в Лимафьорде, как написано в житиях конунгов Норвегии. Затем конунг Харальд со своей армией отправился в Норвегию, подчинил себе всю страну и поставил там хёвдингом ярла Хакона сына Сигурда3, а датский конунг брал дань со всей страны.

В дни конунга Харальда сына Горма кесарем в Саксланде был Отто Рыжий4; он воевал с датским конунгом и предлагал данам христианство, но датский конунг выставил против армию и никоим образом не захотел принимать христианство5.

У конунга Харальда сына Горма была великая битва с кесарем Отто на юге у Данавирки6; там ярл Хакон из Норвегии был вместе с датским конунгом. Там кесарь потерпел поражение, но несколько позднее он всё же завоевал страну и обратил конунга Харальда и ярла Хакона в бегство к Лимафьорду, до самого острова Марсей7. Затем конунг Харальд принял христианство, и кесарь стал крёстным отцом Свейну8, его сыну, и дал ему своё имя, и с ним он был крещён, его назвали Отто-Свейном. Тогда была крещена вся Дания, и кесарь расстался с ними не раньше этого.

2. Гибель Стюрбьёрна Сильного

Во времена конунга Харальда сына Горма Стюрбьёрн Сильный воевал в Аустрвеге. Стюрбьёрн был сыном Олава сына шведского конунга Бьёрна. Стюрбьёрн пришёл со своим войском в Данию и взял в плен конунга Харальда; тогда Харальд выдал за него замуж Тюри, свою дочь, и сам отправился в Швецию вместе со Стюрбьёрном. Стюрбьёрн сжёг все свои корабли, прежде чем сойти на берег. Когда же конунг Харальд узнал, что у Стюрбьёрна нет кораблей, то направил свои корабли в море в Лёгинн и затем прочь, обратно в Данию. Стюрбьёрн бился на Фюрисвеллире со шведским конунгом Эйриком Победоносным, братом своего отца; там Стюрбьёрн погиб и большая часть его войска, но некоторые спаслись бегством; свеи называют это Погоней Фюри.

3. О походе конунга Харальда

Когда конунг Харальд сын Горма крестился, как уже было сказано, он вынудил ярла Хакона сына Сигурда принять веру, и он был крещён, и все люди из Норвегии, которые тогда были с ним. Конунг Харальд дал ему священников и других учёных людей и приказал ему крестить весь народ в Норвегии, и ярл Хакон клятвенно обещал это. Когда конунг и ярл расстались, Хакон отправился в Норвегию, но высадил посвящённых в сан людей на берег у Хальса в Лимафьорде. Он отрёкся от христианства и затем чрезвычайно укрепил язычество в Норвегии. А когда конунг Харальд узнал, что Хакон отрёкся от христианства, и о том, что он разорял землю датского конунга, тогда конунг Харальд отправился со своей армией в Норвегию и так опустошил всю землю вдоль моря, что всё между Лидандиснесом и Стадом было сожжено, кроме пяти хуторов в Лэрадале в Согне; а весь народ, что смог уйти, бежал в горы и в леса со всем имуществом.

Некоторое время конунг Харальд находился со своей армией в Солундире, собираясь разорить Исландию с тем войском, что у него там было, он хотел отомстить за хулительные стихи, которые сочинили о нём исландцы, опорочив его. Конунг Харальд приказал знающему человеку отправиться в образе животного в Исландию и узнать, что он сможет рассказать оттуда конунгу; он в облике кита оплыл вокруг страны и затем рассказал конунгу, что многие могучие злые духи населяют эту страну, а море между странами столь велико, что там невозможно переплыть на длинных кораблях. Узнав об этом, конунг Харальд понял, что дело это совсем невыполнимое, и путём этим идти нельзя. После похода в Норвегию Харальд сын Горма вернулся со своим войском домой в Данию, а ярл Хакон велел заселить всю землю в Норвегии и с тех пор дани датскому конунгу не платил.

4. Гибель конунга Харальда

Свейн, сын конунга Харальда сына Горма, просил какую-нибудь власть у конунга Харальда, своего отца, но конунг Харальд мало его любил, потому что тот был сыном наложницы, и он не хотел давать ему государство в управление. А когда Свейн вырос, то добыл корабль и войско и воевал повсюду, как внутри страны, так и все её. Тогда конунг Харальд очень рассердился на него и собрал против него войско. Тогда на помощь Свейну пришёл Пальнатоки, его воспитатель, как рассказывается в саге о Йомсвикингах, и они направились в Сьоланд и в Исафьёрд; там уже был конунг Харальд со своими кораблями. Свейн сразу начал с ним битву; случилось там великое сражение. У конунга Харальда собралось такое войско, что Свейн оказался повержен, и он бежал. В этой битве конунг Харальд получил смертельную рану, он был смертельно ранен стрелой; он первым из датских конунгов был похоронен в освящённой земле. Он был конунгом 80 зим, 30 зим при живом конунге Горме, своём отце, и позднее 50 зим.

5. О конунге Свейне

Свейн стал конунгом Дании после конунга Харальда, своего отца; его прозвали Свейн Вилобородый; это был могущественный конунг. В его дни ярл Сигвальди и другие Йомсвикинги отправились в Норвегию и сразились с ярлом Хаконом в Мёри в Хьёрунгаваге9; там пал Буи Толстый, а ярл Сигвальди бежал. После этого государство в Норвегии ушло из-под датских конунгов; а вскоре после этого в Норвегию пришёл Олав сын Трюггви и стал править.

Конунг Свейн был женат на Гуннхильд, дочери Бурицлейва, конунга виндов10, и их сыновьями были Кнут и Харальд. Позднее конунг Свейн женился на Сигрид Гордой, дочери Скёглар-Тости, матери шведского конунга Олава; ранее на ней был женат шведский конунг Эйрик Победоносный. Дочерью конунга Свейна и Сигрид была Астрид, на которой женился ярл Ульв, сын Торгильса Спракалегга; Свейн и Бьёрн звали их сыновей. Гюдой звали ещё одну дочь конунга Свейна Вилобородого; на ней был женат ярл Эйрик сын Хакона из Норвегии; их сыном был ярл Хакон, которого Олав Святой пленил в Саудунгссунде.

Конунг Свейн Вилобородый был при гибели конунга Олава сына Трюггви вместе с Олавом Шведским, своим пасынком, и ярлом Эйриком, своим свояком, когда они бились при Свёльдре; и после гибели конунга Олава сына Трюггви они втроём завладели Норвегией, датский конунг Свейн — одной третью, второй — шведский конунг Олав, а третьей — ярл Эйрик.

6. Ятмунд Святой убивает конунга Свейна

Конунг Свейн был великий воин и очень могущественный конунг; он воевал повсюду, как в Аустрвеге, так и в Саксланде на юге; в конце концов он отправился со своей армией на запад в Англию, воевал там повсюду и провёл там много битв; там был тогда конунгом Адальрад сын Ятгейра. Они с конунгом Свейном провели много битв, и победу одерживал то один, то другой. Конунг Свейн завоевал большую часть Англии; тогда он был в Англии много зим и разорял и жёг по всей стране; его называли врагом англов. В этой войне конунг Адальрад бежал из страны от конунга Свейна, но конунг Свейн внезапно умер ночью в своей постели, и англичане говорят, что конунг Ятмунд Святой убил его тем способом, которым святой Меркурий убил Юлиана Отступника.

101. Военный поход конунга Эйрика

Эйрик Незабвенный стал жесток и беспощаден со всем народом в Дании, когда посчитал, что укрепил свою власть; он велел убить Харальда Копьё, своего брата, двух его сыновей и многих других друзей конунга Никуласа. Харальд Копьё был казнён через одну зиму после гибели конунга Никуласа11.

А зиму спустя конунг Эйрик отправился в Виндланд со своим войском, грабил там повсюду и совершил там великое разорение; он занял город, что называется Аркун12; народ, что жил в том месте, были язычниками13. Конунг Эйрик ушёл оттуда так, чтобы те, кто уже принял христианство, не были убиты язычниками: конунг велел крестить весь народ в этом городе, а затем вернулся домой в Данию. Но как только конунг уехал оттуда, они снова бросили христианство и с тех пор совершали жертвоприношения и придерживались языческих обычаев.

120.

Утром конунг поплыл на восток в Виндланд к Свёльдру; там уже стояли на якоре винды с большим войском; они бежали, как только увидели паруса данов; конунг расположился тогда у Бюра. Конунг отправил Кристофора, своего сына, сжечь в Виндланде округ, что называется Валунг, и попросил их не ехать дальше, пока вся армия не сойдёт на берег. Кристофор со своими людьми весьма скоро стал жечь; и когда винды, которые были на кораблях и ранее бежали, увидели пожар, они поскорее поплыли туда, намереваясь застать данов врасплох, и тут они увидели конунга Вальдимара с частью войска; тогда они опять поспешно отступили, так что даны не смогли их догнать; затем даны стали в гавани и разбили палатки; и когда на корабле конунга поставили палатку, туда пришёл архиепископ Аскель14 и сказал так:

— Очень вы работящие, даны! Копаете ямы для тех, кто ещё не мёртв.

Конунг спросил, почему он сказал так. Архиепископ отвечает:

— Ибо я вижу, что долго мы будем сидеть здесь у островов и дальних шхер, прежде чем одержим такую же великую победу, как упустим при такой поспешности. В спешке редко последуешь разумному совету.

Затем с подстрекательства архиепископа они сели на корабли и поплыли на вёслах через какую-то большую реку, что там была, и высадились там на берег с лошадьми и сожгли всю область, что лежит выше Стрэлы, и переночевали там; следующим утром они вторглись в Фалонг, сожгли этот округ и после этого собрались домой. А следующей ночью реинги пришли за ними к Маснесу; они населяют тот округ в Виндланде, что называется Ре, это большой округ и государство. Их хёвдинга звали Домабур; он заговорил о примирении с данами, но архиепископ попросил их подчиниться конунгу Вальдимару и дать ему заложников. Домабур дал архиепископу совет и сказал так:

— Ты молод и точно не знаешь, что было; не требуй у нас заложников и не разоряй нашу страну; лучше отправляйся домой и всегда сохраняйте мир с нами, покуда ваши земли не станут столь же хорошо заселены, как наши земли сейчас; многие ваши земли лежат пусты и необитаемы; поэтому для вас лучше мир, а не война.

Тогда архиепископ ответил:

— Я знаю, что конунг Вальдимар очень захочет последовать твоему совету, и мне он тоже по душе; ступай теперь домой, — сказал архиепископ, — и скажи реингам, что мы попросим заложников не раньше, чем они предложат нам.

Затем Домабур вернулся домой, а конунг Вальдимар поплыл со своей армией к гавани в Ре, что называется Скапарёдд, и они поднялись со всем войском к городу, что называется Аркун; этот город занимал Эйрик Незабвенный, как было написано ранее в этой книге; там реинги вышли против конунга Вальдимара с огромным войском и начали с ним битву; в этой битве конунг Вальдимар одержал победу, реингов погибло 300 тысяч, а те, кто остались живы, бежали. Даны отправились тогда к Хединсею, и когда они были там, реинги пришли к ним, дали четырёх заложников и согласились со всем, что они просили. После этой победы конунг Вальдимар вернулся домой в своё государство.

А в следующем походе, куда конунг Вальдимар поплыл после этого, он направился к Стрэле; епископ Абсалон высадился на берег и провёл с бондами тинг; епископ попросил их пойти к Валагусту15 вместе с конунгом и оказать ему помощь, и реинги сделали, как он просил, и отправились вместе с конунгом, у них было большое войско, и они остановились в Куавице. Жители Валагуста вышли там им навстречу, дали конунгу заложников и согласились повиноваться ему, и затем войско вернулось домой.

В следующем походе, что совершил конунг Вальдимар, он отправился к Грёнасунду, потому что реинги захотели нарушить мир, заключённый ранее с конунгом Вальдимаром. Но случилось так, что в это время они подчинились герцогу [Хейнреку] из Брунсвика и дали ему заложников, потому что Хейнрек16 называл весь Валагуст своей волостью; он также разорял ренингов. Но когда реинги узнали, что конунг Вальдимар пришёл в Грёнасунд и собирается их разорять, то они встретились с конунгом и снова отдались под его власть; и с тем конунг Вальдимар вернулся домой. Когда же об этом узнал герцог Хейнрек, он обвинил конунга в том, что тот взял заложников из Валагуста и разорял реингов, потому что он считал их своими людьми. Тогда он послал своих людей к конунгу Вальдимару и попросил его возместить то, что он разорял его землю, а в противном случае он отомстит и отправится с войском в Данию; но пока посланцы были в пути, восточные винды собрали несметное войско и вторглись в государство, что принадлежало герцогу в Виндланде, и сожгли его, а весь народ был убит. Герцог Хейнрек приписывал этот замысел епископу Абсалону, однако тот был не виновен; а когда герцог удостоверился в этом, то сразу послал людей во второй раз на север в Данию к конунгу Вальдимару и попросил у него мира, и чтобы он вместе с ним воевал в Виндланде. Конунг Вальдимар согласился с этим, потому что жители Валагуста опять нарушили мир с ним.

Следующей весной конунг Вальдимар из Дании и герцог Хейнрек из Саксланда собрали войско в поход и разоряли Виндланд, и герцог со своим войском пришёл в место, которое называется Димин, и окружили там один город; но жители страны собрались и решили защищать свою страну, одной ночью они напали верхом на людей герцога и в течение ночи убили двух графов герцога, одного звали Адальбрикт, а другого Хейнрек, и многих других знатных людей; там погибло четыре с половиной сотни людей из войска герцога, а многие были ранены, а все остальные бежали, кто мог. Винды недолго преследовали бегущих, набросились на убитых, обокрали и поснимали с людей оружие и одежду. А когда начало светать и южане увидели, чем занимаются винды, тогда поскакали они обратно, сразились с ними и обратили их в бегство. После этого герцог Хейнрек занял город и убил там бесчисленное множество виндов. В другом месте конунг Вальдимар отправился со своим войском к Валагусту и окружил этот город, но винды попросили у конунга мира, отдались под его власть и дали ему заложников, а на следующую ночь они бежали из города так, что конунг не заметил. Узнав об этом, конунг Вальдимар занял город своими людьми и затем спустился по некой реке к мосту, что называется Дунцарбру. На следующее утро из Гроцвина пришёл герцог Хейнрек, и он сразу поднялся на борт конунга Вальдимара, и герцог удивился, как конунг смог так далеко заплыть. Тогда у них были дружеские отношения, и конунг Вальдимар заговорил о том, чтобы породнить своего сына с герцогом, и герцог согласился с этим; тогда они обвенчали своих детей, которые ещё лежали в колыбели; мальчика звали Кнут17, сын конунга Вальдимара, а девочку — госпожа Гейртруд18. На следующее утро конунг Вальдимар поплыл к Столпу, а Хейнрек отправился к Димину, и разрушил и сжёг весь город. Тогда конунг Вальдимар вернулся к тому мосту; там к нему явился Кассамар, который тогда был государем в Виндланде, дал ему заложников и стал его человеком; а конунг Вальдимар дал ему под надзор две части Валагуста, а треть — реингам; затем конунг отсправился к Стрэле и там устроил совет со своими людьми; тогда он дал Кнуту, своему сыну, звание конунга по совету епископа Абсалона и других хёвдингов; тому тогда была одна зима; затем он вернулся домой в Данию.

В следующем походе, куда поплыл конунг Вальдимар, он сперва отправился к реингам, и тогда был сожжён Валунг; епископ Абсалон и эйландцы оказались самыми быстрыми, так что они 7 ночей прождали конунга у Хединсея и отправились оттуда домой.

121. О конунге Вальдимаре

А когда прошла зима, Вальдимар опять собрал поход и отправился к реингам; они приплыли к Стрэле у священной рощи, что называется Бёку, всё там сожгли и сравняли с землёй, захватили людей и добро и вернулись с этим к кораблям. Затем они поплыли другим путём в Валунг, сожгли там, оттуда отправились в Вик и сожгли всю страну до самого рынка. Оттуда они поплыли к Хединсею и две ночи стояли там на якоре и отдыхали. Тогда конунг попросил епископа Абсалона идти первым, а конунг и йоты остался у Стрэлы; а когда начало смеркаться, епископ со своим войскам поплыл на вёслах к Парецу, оставив конунга позади, и затем поскакал вверх к городу, что называется Гардц, а там вышли против них винды, сразу приготовились к битве с епископом и сразились с ним у какого-то озера; там случилась великая и очень кровопролитная битва, и епископ одержал победу, у виндов погибло 11 сотен людей, а у епископа — один человек; а двое человек из людей епископа утонули в море, которые попробовали поплыть из-за своего рвения. Затем епископ поехал к своим кораблям, а когда они въехали на конях на корабли, туда пришёл конунг Вальдимар и спросил, чем они занимались, а епископ рассказал ему. Конунг красивыми словами поблагодарил за эту победу, и затем все вместе отправились к Стрэле. Эйландцы получили большую добычу, а йоты завидовали им и говорили, что эйландцы получили всё, а йоты потеряли; однако они не смели говорить это так, чтобы услышал конунг. После этого конунг отправился с войском к Асунду и разорил там; там они убили хёвдинга, которого звали Далемар, захватили всех людей и добро и затем отправились к Хединсею. Там реинги встретились с конунгом, попросили себе прощения, дали ему заложников и столько дани, как он сам решил, и согласились повиноваться конунгу. После этого конунг отправился домой в Данию.

122.

Конунг Вальдимар19 дал своему сыну Кристофору20 государство в Йотланде; он был герцогом в Хейдабё и обладал причитающейся властью; это был могущественный человек. У конунга Вальдимара постоянно были затруднения, пока он правил государством; он совершил 8 походов к реингам21, прежде чем покорил эту страну. Одной зимой в пост герцог Кристофор и епископ Абсалон22 отправились к Свёльдру и сожгли там всё до самого Трибуциса23, так что затем там много зим было пустынно; 20 ночей они задержались в реке Свёльдр из-за непогоды, сильного шторма, затем им выдался попутный ветер, и они вернулись домой.

После этого три зимы было тихо, пока реинги опять не нарушили мир, что был установлен ранее. Тогда конунг Вальдимар снова собрал поход, отправился к реингам, пришёл туда в белое воскресенье24 и занял город Аркун25, что уже упоминался. Тогда к конунгу Вальдимару явились Тетицлав, который был их конунгом, Ярмар, его брат26, и все лучшие люди из реингов, отдали страну и самих себя во власть конунга Вальдимара и попросили его делать то, что он пожелает. Тогда конунг приказал им принять христианство, потому что там постоянно было язычество, с тех пор как они отринули христианство, когда конунг Эйрик Незабвенный крестил их, когда он занял город Аркун, как уже рассказывалось. Они сказали, что сделают так, как пожелают конунг и епископ Абсалон. Тогда конунг назначил Сони сына Эбби и людей вместе с ним пойти в город Аркун, к тому капищу, что там было; он приказал повалить бога, которого звали Сванравиц27, и вытащить его из города, а из капища вынести всё, что было ценное; но те, кто жил в городе, не посмели вытащить его, они очень боялись его гнева. Тогда подошли епископ Свейн28 и Сони сын Эбби29 и повалили бога; затем они набросили ему на шею верёвку и заставили самих реингов тащить его наружу; а когда он оказался снаружи, все язычники удивились тому, что он не смог помочь самому себе, и верили в него уже меньше, чем раньше. Тогда люди подошли, раскололи его на части и сожгли под своими котлами. Тогда реинги поняли, что были обмануты, и с тех пор не верили в него. А епископ Абсалон и все учёные люди крестили народ и за один день крестили 13 сотен [человек], и отправились оттуда, когда те согласились повиноваться конунгу, как и епископу. А на следующее утро конунг и его люди отправились в место, которое называется Каренц30, и там он велел повалить трёх идолов, которых звали так: Ринвит, Турупид и Пурувит31; а эти идолы делали такое великое чудо: как только какой-нибудь мужчина имел сношение с женщиной внутри города, они сцеплялись друг с другом, как собаки, и не отделялись, пока не выходили из города. А в тот день, когда сожгли этих идолов, они крестили 9 сотен [человек] и освятили 11 церковных дворов. Там они взяли много денег у этих богов, золото и серебро, шёлк, атлас и бархат, шлемы и мечи, доспехи и всяческое оружие32. Пятого бога звали Пицамар33; он жил в Асунде, так называлось это место; его тоже сожгли. Ещё одного бога звали Тьярнаглови34, он был их богом победы и ходил с ними в боевые походы; у него были усы из серебра35; он оставался дольше всего, но всё же они захватили его через три зимы; а всего в этом походе они крестили в той стране 5 тысяч [человек]. После этого конунг Вальдимар, епископ Абсалон и всё войско вернулись домой.


Примечания

1 Харальд сын Горма — Харальд Синезубый, датский конунг ок. 958 — ок. 986 гг.

2 Харальд сын Гуннхильд — Харальд Серая Шкура, норвежский конунг, погиб в Лимафьорде в 970 г.

3 Хакон сын Сигурда — Хакон Могучий, хладирский ярл, убит в 995 г.

4 Отто Рыжий — Оттон II Рыжий, король Германии и император Священной Римской Империи (973–983).

5 Император совершил поход против Дании в 974 г.

6 Данавирки — совр. Даневирке (дат. Dannevirke).

7 Совр. Morsø.

8 Будущий конунг Свейн Вилобородый (ок. 960–1014).

9 Традиционно считается, что битва при Хьёрунгаваге произошла около 986 г.

10 Винды — венеды, общее название для славян.

11 Конунг Никулас (Нильс) погиб 25 июня 1134 г. Харальд Копьё был обезглавлен в 1135 г. вместе со своими восемью (а не двумя, как сказано в саге) сыновьями.

12 Аркун (Arkún) — также известен как Аркона или Яромарсбург, располагался на острове Рюген.

13 Эйрик занял Аркону летом 1136 г.

14 Архиепископ Аскель (ок. 1100 — 1181/1182) — архиепископ Лунда с 1137 г.

15 Валагуст — город Вольгаст, прежде славянский, известный своим храмом, посвящённым богу Яровиту. Святилище Яровита описывают «Жития Оттона Бамбергского». [О.К.]

16 Герцог Хейнрек — Генрих Лев (1129–1195), герцог Саксонии (1142–1180) и Баварии (1156–1180).

17 Кнут — Кнуд VI (1163–1202), соправитель своего отца Вальдемара с 1170 г., вступил на престол в 1182 г.

18 Гейртруд — Гертруда (ок. 1154–1197), дочь Генриха Льва, была лет на 10 старше Кнуда, с которым была помолвлена в 1171 г., и вышла за него замуж (вторым браком!) лишь в феврале 1177 г. Детей у них не было.

19 Вальдемар I Великий (1131–1182) — датский конунг (1157–1182).

20 Кристофер (1150–1173) — незаконнорождённый сын Вальдемара, герцог Ютланда с ок. 1170 г.

21 Реинги (Réingar), они же руяне, раны, рузы — западнославянское племя, относящееся к балтийским славянам. Поскольку культовые центры на Арконе принадлежали им, об их славянском язычестве дохристианского периода мы обладаем едва ли не самыми полными данными вообще (сопоставимыми лишь с данными о древнерусском дохристианском язычестве) [О.К.].

22 Абсалон (1128–1201) — сын Asser Rig’а, епископ Роскилле (1158–1191), архиепископ Лунда (1177–1201).

23 Трибуцис (Tribuzis) — совр. Трибзес (нем. Tribsees), город в Германии.

24 Белое воскресенье (hvíti sunnudagr или hvítasunnudagr) — Троица, Пятидесятница. В 1168 году это 19 мая.

25 Конунг Вальдемар занял Аркону в 1168 г.

26 Тетицлав (Tétizláfr) и Ярмар (Jarmarr) — Теслав (ум. между 1170 и 1181 гг.) и Яромар I (ок. 1441–1218), князья Ругии. Могилы обоих этих братьев имеют некоторое значение для исследователей славянских идолов. Дело в том, что в современном городе Альтенкирхене на той же Арконе есть старая церковь (назвавшая собой город). В южном крыльце этой церкви в стену встроен камень, известный как «камень Святовита». Большинство специалистов склоняются к выводу, что на нём изображён Святовит, главный бог Арконы. Он лежит на боку, поскольку так христиане хотели показать победу над язычеством. Но есть версия, которая говорит, что это всего лишь надгробный камень того самого Теслава, и в подтверждение этому приводят надгробный камень Яромара, и правда имеющий значительное сходство с «камнем Святовита». [О.К.]

27 Сванравиц (Svanraviz, варианты из других рукописей: Svaravist, Svantaviz, Svaraviz) — речь здесь почти определённо идёт о Святовите (Саксон Грамматик, «Деяния данов», XIV, 39 — ориг. на лат. Suantovit) или Свентовите (Гельмольд из Босау, «Славянская хроника», I.52, II.12 — ориг. на лат. Zuantevith). [О.К.]

28 Епископ Свейн — епископ Орхуса (1165–1191).

29 Сони сын Эбби (дат. Sune Ebbesen, ум. 1186) — сын Ebbe Skjalmsen’а (брата Asser Rig’а), вместе со своими двоюродными братьями Абсалоном и Асбьёрном Петлёй (Esbern Snare) являлся сподвижником Вальдемара Великого. Сони был одним из крупнейших землевладельцев своего времени.

30 Каренц (Karenz) — несомненно, речь идёт о Коренице. Саксон Грамматик (XIV, 39) описывает город Кореницу, в котором было три значительных храма. Этот город находился на том же Рюгене, но южнее Арконы, и в нём почитали трёх богов: Ругевита, Поревита и Поренута (лат. Rugiaevitus, Porevitus, Porenutius) так их называет Саксон Грамматик. Возможно, сага использует текст Саксона (жившего в ту эпоху, когда об этом походе Абсалона ему рассказывали участники похода, в то время как сага о Кнютлингах написана заметно позднее) как источник, но в любом случае, хотя имена и несхожи, есть все основания полагать, что Ринвит, Турупид и Пурувит это те самые боги, упомянутые Саксоном (особенно видна связь между Поревитом Саксона и Пурувитом саги). [О.К.]

31 Варианты имён по разным рукописям: Rinvit, Rutut, Rutvit; Turupið, Turtuput, Turtupit; Puruvit, Prunut, Prunuit, Primut, Prunvit.

32 У прибалтийских славян было в обычае собирать «налог» в храмы, и хранить их там. А. В. Назаренко пишет: «Во многих такого рода рассказах подчеркивается существование при храмах авторитетного и всеми почитаемого жречества, роль которого усугублялась тем, что в святилищах хранилась общественная казна племени. По свидетельству писавшего в 1159 г. Херборда, одного из биографов уже упомянутого Оттона Бамбергского, славяне „накапливали в храмах богатства, которые они, по обычаю предков, отдавали в качестве десятины, а также оружие, добытое у врагов, отобранное после кораблекрушений или в войнах. Там же они хранили золотые и серебряные кубки, которые затем использовались для гаданий и для пиров их знатью и повелителями — и в дни таких торжеств они износятся из святилища“; здесь характерна ясно выступающая культовая роль языческих общественных пиршеств. Примерно то же самое читаем в уже цитировавшейся „Славянской хронике“ Хельмольда о святилище Святовита на Рюгене в 60-е годы XII в., которое хронист называет главным у славян из-за „особого культа“ („specialis cultus“), отправляемого там: „Жрец пользуется у них (руян. — А.Н.) бóльшим почетом, чем князь. Они посылают войско туда, куда указывает жребий. Если они побеждают, то золото и серебро складывают в казну своего бога, а остальное делят между собой“. По всей вероятности, жрецы имели право созывать племенные сходки с участием князя, как о том можно судить, например, по эпизоду, когда жрец Святовита собирает такую сходку, узнав о намерении приезжего христианского священника организовать богослужение для христианских же купцов. Жрецы не только отправляли религиозные функции, но и вели дипломатические переговоры; так, во время похода ободритского князя Генриха на руян (вероятно, в 1123/4 г.) именно жрец Святовита выступает в качестве посла руян на мирных переговорах с Генрихом. Со всех славянских земель в храм Святовита поступали „установленные взносы на богослужение“ („statutae sacrificiorum impensae“); эти „взносы“, которые в другом месте Хельмольд прямо именует „данью“ (tributa), носили ежегодный характер. Непременную подать (lеgitima) в святилище платили также и заезжие купцы, в том числе и христиане». Таким образом, здесь сага говорит о разграблении не только храмовой, но и племенной казны. [О.К.]

33 Пицамар (Pizamarr) — этот образ в русскоязычной науке почти не изучен, однако те редчайшие исследователи, которые о нём упоминают по-русски обычно пишут его как «Пизамар», иногда особенно подчёркивая сходство имени с одним известным бранным словом. [О.К.]

34 Тьярнаглови (Tjarnaglófi) — Черноглав.

35 Интересно, что в Повести временных лет идол Перуна описывается чем-то похоже: «…и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога…». [О.К.]

© Тимофей Ермолаев (Стридманн), перевод с древнеисландского.

[О.К.] — примечания Олега Кутарева.

Перевод выполнен по изданию: Sögur Danakonunga, ed. Carl Petersen and Emil Olsen, København, 1919–1925.